Большая картина: искусство, жизнь и Храм
«The Temple Artisan», октябрь — ноябрь — декабрь 1999г.
Фэст М.
Каждый из нас имеет свой собственный голос.
Человек представляет собой сложный комплекс, созданный семьёй и окружающими условиями, различными химизмами, влиянием событий, его собственным видением и пониманием, его дисциплиной и удачливостью, так что нас не определяют только наши личные особенности и таланты. Я, как преподаватель живописи и рисования, каждый семестр изумляюсь работам, созданным учащимися моих классов. Представьте, что 20—30 человек имеют одного и того же преподавателя, изучают одни и те же принципы, используют те же материалы, работают над тем же самым заданием одинаковое количество времени, однако достигают удивительно разных результатов.
Мы все обладаем своим уникальным художественным выражением, так же как своими отпечатками пальцев и радужными оболочками глаз, и Искусство — искусство делания чего-то хорошо — один из наиболее значительных даров, которым мы можем поделиться с ближними.
Что же позволяет людям иметь такие уникальные возможности? Во-первых, мы ходим прямо: наши мощные мышцы ног развиты так, что мы можем стоять и ходить на двух ногах. Это Даёт возможность верхним конечностям двигаться независимо, и с эволюцией большого пальца руки мы получили возможность держать вещи в руках. Во-вторых, возможно, наиболее важным является наш мозг, наше сознание и язык, дающие нам понимание и способность связи с иными существами, которую наука до сих пор пытается разгадать.
В результате наше воздействие на мир значительно превосходит влияние растений и животных.
Иногда мы делаем мир более прекрасным, а иногда мы оскверняем наше собственное гнездо, потому что имеем свободу выбора и можем использовать одни и те же средства для достижения самых разных результатов. Человеческие действия могут быть созидательными, когда человек исполнен вдохновения творить в гармонии с законами природы, и они могут быть разрушительными, когда мы игнорируем нашу связь с другими жизненными формами и творениями. Результат определяется нашими устремлениями и чувством связи с другими биосистемами земли.
Наши предки не имели животноводческих ферм, спутников для прогноза погоды, in-vitro оплодотворения, супермаркетов; их мир, занавешенный небом и звёздами, простирался так далеко, как далеко они могли ходить, и силы, которые управляли миром, оставались для них тайной. Мы думаем, что их искусство было создано для практических целей выживания, оно должно было помогать обеспечению запасами еды и воспроизведению потомства.
В процессе эволюции люди начали изготовлять орудия труда и изобретать символы. Некоторые из них забирались глубоко в пещеры, вырезая или рисуя на скалах, другие создавали маленькие скульптуры из глины и камня. Сообщение с силами природы или богами путём символов стало необходимым для них, когда появились верования и системы отношений с невидимыми силами, руководящими нашими жизнями.
Эти давние предки оставили нам интригующие вещи. Венера из Виллендорфа, пышная женская фигура плодородия, размером с ладонь, предположительно она была вырезана из камня 15—30 тыс. лет назад как амулет, чтобы магическим путём гарантировать рождение детей (тогда не знали о сперматозоидах, яйцеклетке и других сложностях зачатия). Пещерные рисунки лошадей в Ласко, во Франции, могли означать наличие связи между душами охотников и духом убитых животных. Многие искусства не оставляют предметов материальной культуры, но можно с уверенностью сказать, что песни, танцы и устные сказания также использовались для контактов с Богами. У нас больше теорий, чем ответов, но даже самые древние формы символического творчества человека представляют собой квинтэссенцию того, что есть на самом деле искусство: потребность сообщаться, и глубокую необходимость познать смысл всего сотворенного.
Какое отношение имеет Искусство к Храму Человечества? Наша философия основана на одном основном принципе: единстве всей жизни. Этот принцип, как мы его понимаем и применяем в жизни, является фокусом всех наших занятий, изучений и служения. Если вы откроете любой номер нашего журнала «The Temple Artisan», вы найдёте там пять целей Храма:
Первая: выражать религиозные истины как основной фактор эволюции человеческой расы. И это не означает создание какой-либо религии.
Вторая: провозглашать философию жизни в соответствии с природными и божественным законами.
Третья: содействовать изучению наук, фундаментальных явлений и законов, на которых науки основаны, что позволит нам расширить наши знания и убеждения от известного к неизвестному.
Четвёртая: содействовать изучению и практике искусства по фундаментальным направлениям, показывая, что искусство действительно является приложением знаний для улучшения человечества и что Христос может обращаться к нему через искусство так же, как и через любую другую форму проявления.
Пятая: содействовать познанию истинной общественной науки, основанной на незыблемом законе, который показывает отношение одного человека к другому, отношения между людьми. Богом и природой. Когда эти отношения будут осознаны, тогда мы интуитивно выразим и будем следовать закону истинного братства: единства всей жизни.
Четвёртая цель является вопросом нашего разговора, поскольку она обращается непосредственно к искусству. Здесь выявлено два важных аспекта: один из них провозглашает, что искусство использует знания нашего мира для улучшения человеческого состояния. Другой — возвещает, что Христос, Бог или Вселенское Сознание вне зависимости от того, как мы его назовём, может говорить с нами через любые формы жизни и деятельности.
Я представляю себе эти пять принципов деятельности Храма, связанных как колесо, спокойно вращающееся в наших жизнях и сознаниях.
Это можно перефразировать следующим образом: есть только одна Истина, независимо от того, к какой религии вы принадлежите. Сознавайте её и так живите. Изучайте эту истину, чтобы ваше понимание углубилось. Используйте её, чтобы мир стал лучше и прекраснее. Потому что всё — Бог, Природа и каждый человек — соединены в Едином. Узри число Один и начни снова.
Заметьте, что четвёртая цель Храма не ограничивает искусство живописью, пением и танцами. В ней подразумевается, что все мы имеем способности привносить художественный подход — то есть наше умение и сознание — во всю нашу деятельность и что любые человеческие усилия могут быть возвышены, чтобы принести пользу всему человечеству.
Но как?
Язык символов является языком искусства. Это также язык и Бога, или Богов, говорящих нам и через нас, помогая нам осознать значение всего сущего через все формы его выражения и познания. Вообразите этот универсальный язык как Эсперанто Сфер, который понимают все люди всех времён; это означает, что если Бог говорит с нами через искусство, то Он также говорит с нами и через науки.
Осознайте символику и мощь музыки, звуков и тишины, нотное письмо, которое музыканты используют для создания симфоний. Не менее величественны обозначения в виде математических символов, которые расширяют наше понимание энергии и света и помогают создавать теории, в которых воплощаются наши концепции о силах творения. Мы изучаем символы в ботанике, химии, космических изысканиях и археологии, используя их, чтобы раскрыть тайны и познать взаимосвязи явлений жизни, проявляющиеся в определённых ритмах и узорах, которые повторяют, раскрывают и отражают сложность Вселенной.
Так где же найти символический язык жизни, если вы не являетесь конструктором космических ракет или художником?
Несомненно, наши сны говорят с каждым из нас символическим языком. Вполне возможно, что эта тайна наиболее ясно выражена в вещах, которые мы все называем прекрасными. Мы можем ничего не знать о формуле Е=mс2, но ощущать величие солнца, опускающегося в океан; в этот момент каждый идущий по пляжу останавливается, чтобы восхититься цветом, светом и чудом этого времени дня.
Мы можем не знать ботанику, но видеть чудо творения в цветах и формах цветочного мира, наблюдая, как распускается роза или как ирис раскрывает свои лепестки к свету. Грация танцоров или спортсменов не уменьшается недостатком знаний физики и анатомии — мы способны оценить красоту, мощь и гармонию человеческого тела в движении. Красота находится в глазах самого человека, и тогда, когда мы пожелаем увидеть мир и всё в нём, великая сфера Творения говорит с нами, благодаря нашим чувствам благодарности и связи со Всем, что Есть.
Когда мы познаём науку красоты, внутренняя сфера жизни обогащается, знание и дух сливаются в одно. Знак змеи, проглатывающей свой хвост, символизирует алхимию в союзе видимого и невидимого, науку и знание, развивающихся так, что чем более мы узнаём о мире, тем больше тайн встаёт перед нами. Это та точка, где начало является одновременно и концом, а конец — началом, как мгновение бесконечного чуда. Чудом нашей современной жизни является то, что наука и религия сходятся; два противоположных подхода к великим жизненным вопросам приближаются к пониманию, что есть истина для другого подхода.
Это и есть единственная правда, поскольку поистине мы Едины.
Чтобы передавать сообщения или совместно творить, нужны отправитель и получатель, между которыми происходит обмен энергиями. В данный момент я — отправитель, а вы — получатели, и нами движет желание соединить наши мысли и сердца, чтобы укрепить нашу духовную связь. Проще говоря, это принцип Творческого Огня, который лежит в основе всякого творческого устремления: положительное и отрицательное развёртывают свои аспекты в равной степени, создавая посредством концентрации воли и разума решимость достичь чего-то более высокого. Будь то два человека, любящие друг друга и желающие ребёнка, или стремящиеся произвести новую идею, художественный образ, или ищущие более глубокого знания — Творческий Огонь действует через нас и наше желание создать что-то новое.
Творческий Огонь не привязан к определённым личностям или задачам.
Как любой предмет или топливо, его можно направить на достижение любой цели — создать или разрушить, согреть или испепелить, в зависимости от того, как мы решим. Художники используют Творческий Огонь для исполнения четырёх основных задач: чтобы запечатлевать места и моменты времени, представлять неведомое, изображать чувства, расширять способность видения. Это описание можно отнести и ко всем нам, и тогда мы станем летописцами, мечтателями, вдохновителями и изобретателями на любых жизненных стезях, прибавляя наши голоса к хору творения. Благодаря универсальному языку, искусство способно воздействовать на людей по истечении многих лет, а также независимо от различий культур и условий.
Настоящей жизненной иллюстрацией того, что искусство может воздействовать на людей при различных обстоятельствах, было проведение в течение многих лет выставки портретов знаменитых людей, выполненных в технике гипсовых масок. Эта выставка, будучи созданной для особого способа художественного общения, называлась «Пожалуйста, трогайте».
Слепых посетителей приглашали подойти к маскам и давали им возможность потрогать каждую из них своими руками. Зрячие люди видят образы известных людей ежедневно, и мы принимаем за должное нашу способность узнавать их черты и выражения лиц; мы также воспринимаем музей иначе, так как экспозиции обычно созданы для того, чтобы их обозревали, а не касались. Это необычное приглашение «трогать» дало возможность слепым «увидеть» Мухаммеда Али, Луиса Невельсона, Далай-Ламу, Стиви Уандера, Розу Парке и других известных личностей нашего времени.
Воздействие масок значительно превосходило уровень лишь визуального их восприятия, когда лица слепых озарялись светом, выражая ощутимое понимание.
В 1984 году, когда я поехала в Польшу в рождественскую поездку с хором Ханкокского колледжа, мне удалось незабываемым образом самой испытать, что такое универсальный язык. Кроме того, что каждый из нас должен был собрать 2000 долларов, все 68 из нас должны были разучить «горы» мелодий для исполнения в польских католических церквях. С огромным усердием и с помощью многочисленных мнемонических методов мы также разучили первые стихи трёх польских рождественских песен, для исполнения их в конце ежедневных концертов. Это была трудовая поездка во всех отношениях.
Целью её было сближение через музыку.
После 24 часов путешествия мы прибыли в Варшаву, распаковали чемоданы и отправились на первый концерт в холодную каменную церковь, заполненную людьми, которые в течение двух часов ждали, чтобы услышать «американский хор». Железный занавес тогда только начал подниматься, и поскольку у поляков было всё ещё мало контактов с Западом, нас приветствовали как королевских особ и многие старались коснуться наших одежд или дать нам маленькие подарки. Эти люди в меховых шапках, в тяжёлых пальто, с серьёзными лицами, слушали всей душой, глядя вверх в небеса, аплодируя после каждой песни с благодарностью и энтузиазмом, как будто мы одаривали их золотом.
Когда пришло время петь польские песни, случилось нечто необыкновенное. Как только прозвучали первые ноты и слова на их родном языке, глаза людей наполнились слезами. Улыбаясь и плача, они окунулись в звуки, которые мы разучивали с таким трудом, и начали самопроизвольно петь с нами, их голоса звучали всё сильнее с каждым куплетом. Мы все были в слезах, и церковь наполнилась сердечным трепетом, надеждой и величием, неукротимый дух этих людей заполнял дом Господа, заражая нас своей силой. Это происходило на каждом концерте чудесным образом, когда мощь многих сердец сливалась в одну. Было неважно, что мы не могли говорить по-польски, а они по-английски. Никто не нуждался в словах, потому что мы все слышали один голос: единства.
Искусство — это тяжёлая работа, хотя иногда она даётся без всяких усилий. Это работа не для слабых людей, так как она требует сочетания мастерства, практики, интуиции и желания. Многие думают, что есть Добрая Фея с волшебной палочкой, которая перелетает от одного человека к другому, непостоянная фея, одаривающая художественными способностями нескольких избранных. Однако если вы поговорите с любым человеком, который ежедневно занимается каким-либо искусством — я включаю сюда творческий дух и мастерство, которые могут быть привнесены в любую человеческую деятельность — вы узнаете, что любое искусство требует постоянных усилий, а также устремлённости.
Искусство в любой деятельности возвышает эту деятельность, если признаются внутреннее строение и порядок в мироздании. Словарь даёт целый ряд определений, говоря, что кроме всего прочего, искусство есть:
1) качественная работа, творчество, художественное выражение того, что прекрасно, или того, что имеет более, чем обычное значение;
2) мастерство в любой человеческой деятельности;
3) искусное выполнение того, чего нет в природе. Когда мы стремимся привнести эстетику в нашу жизнь и сознание, мы почитаем Творческий Огонь, сознательно насыщая наши занятия высоким значением. Искусство и символы помогают нам помнить наши корни, светские и духовные, национальные и семейные; они помогают нам осознать жизненные повороты, которые тяжело пройти и понять; они дают выражение эмоциям как возможности радоваться и оплакивать, сердиться и разделять надежду; они вдохновляют нас увидеть вещи в новом свете; делать конструктивные изменения и способствовать диалогу. Процессы и понятия, используемые во всех видах искусства, представляют собой элементы философии, науки, экономики, математики, психологии и других областей знания, которые мы изучаем, чтобы понять себя.
Метафоры — это способы сравнения понятий — само слово буквально означает «переносить» — и изучение художественных понятий помогает нам лучше понимать законы Вселенной.
Например, в рисунке фигуры изучение размеров, порядка и назначения костей и мускулов тела порождает понимание соотношения в строении других жизненных форм. Когда мы учимся видеть свет и тень в живописи, мы имеем возможность понять более ясно, что жизнь не просто хорошая или плохая, но сочетание того и другого, инь и ян, и что мы не увидим одного без другого.
Изучение света и цвета также вызывает сравнения, что впервые продемонстрировал сэр Исаак Ньютон в 1666 году, когда он пропустил луч света через призму и увидел, как свет преломился в разные цвета радуги; и когда он скомбинировал спектр, используя другую призму, они все слились в белый свет — простая демонстрация принципа единства всей жизни, а также принципа того, что целое значимее, чем сумма его составляющих.
Наша ежедневная жизнь даёт нам много возможностей для того, чтобы найти её смысл и выявить это в творчестве. Для меня одним из таких занятий является работа директором галереи.
Я поняла, что есть искусство в том, чтобы слушать искусство, также как и в том, чтобы слушать людей. Произведения искусства говорят тонким языком и в зависимости от того, как одно произведение соотносится с другим, формируются группы из двух, трёх и более произведений искусства, в которых, как в симфониях или в хорошем супе, различные части смешиваются в единое целое. Работа в галерее заключается не только в составлении экспозиций. Я считаю, она имеет большее значение, заключающееся в том, что когда выставка хорошо развешена и пространство галереи заполнено с той целью, чтобы в ней состоялось общение, тогда создаётся окружающая среда, в которой может быть услышан голос художника.
Когда мы привносим сознание Творческого Огня, тогда пространство выявляет свой собственный голос, приветственный, заманчивый, обаятельный, поощряющий взаимодействие с посетителями выставки, обеспечивающий среду, позволяющую нам чувствовать обычное необычным образом. Таким же образом я думаю о классных комнатах и местах моления: главное назначение этих мест — это наше намерение войти и слушать. Галереи и леса, залы симфоний и журналы, библиотеки и озёра — всё это храмы, храмы природы или храмы, созданные нами, вне зависимости от их размера или сокровенности, которые позволяют нам слышать голос Бога и радоваться нашей связи с Ним.
А как же насчёт наших будничных занятий?
Рассматриваем ли мы наши личные взаимоотношения как возможности для того, чтобы Высшие Силы работали через нас? Делаем ли мы нашу работу более значимой, привнося в неё дух творчества? Посылаем ли мы наши молитвы, стремления и благодарения с тем же духом великодушия, с каким мы желаем услышать ответ нашего Творца?
Четвёртая цель Храма говорит, что мы способны достичь мастерства, развить осознание и творческое воображение, чтобы жить творческой жизнью, и что мы можем сделать мир лучше нашими мыслями, словами и поступками.
Когда мы идём этим путём, мы не только осознаём нашу связь со всеми, мы также возвращаем Творческий Огонь к его истоку, замыкая круг, идущий к нам от Бога, от Природы, от Духа и обратно. Когда мы проявляем Дух Творца через наш голос и жизнь, мы воплощаем дух единства, который лежит в основании всех религий.
По-человечески, мы часто забываем эту истину, и время от времени нам нужно её напоминать. Кто же сделает? Конечно, природа, и наиболее явственно каждый из нас, в наших мечтах, стремлениях и пламенных усилиях постигает эту истину сердцем. Воистину, тонкие, сострадательные и благодатные касания наших ближних являются как бы рукой Бога на наших плечах, направляющей нас к свету, к наилучшему в нас, к благословенному выражению наших высших идеалов.
Перевод с английского Р.Гольциной