Чуруппумулладж Джинараджадаса (16 декабря 1875 – 18 июня 1953) – теософ, писатель, четвертый президент Теософского общества. В сферу интересов Джинараджадасы входили философия, литература, искусство, религия, наука и оккультизм. Он был также одаренным лингвистом, свободно владевшим несколькими европейскими языками.
ВО ИМЯ ЕГО
МИРОВОЙ УЧИТЕЛЬ КАК ИСТОЧНИК МИСТИЦИЗМА
ПРИШЕСТВИЕ МИРОВОГО УЧИТЕЛЯ К ДУШЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ВО ИМЯ ЕГО
ПРЕДИСЛОВИЕ
Мы виделись с вами в продолжение только одного часа, но я сразу почувствовал, что должен вам передать нечто. В чем состоит оно, вы узнаете из последующих страниц.
Вы подошли к тому моменту, когда уже невозможно ограничиться одной лишь мирской жизнью, быть только от мира сего. Вы уже составили себе прекрасное положение и, со временем, вам дано достигнуть успеха и благосостояния; но вы уже и теперь чувствуете, что не в состоянии работать ради одного внешнего успеха. Вы чувствуете, что необходимо быть идеалистом и в своих занятиях и оставаться верным своему идеалу, даже если бы это повлекло за собой страдание и унижение для вас.
В наше время сотни людей в том же положении, в каком находитесь и вы, но вы отличаетесь от них верой в то, что идеал, перед которым вы преклоняетесь, не есть плод вашего воображения, но — первый луч, исходящий от личности, которую вам так хотелось бы назвать Учителем.
Вы чувствуете, что если Учитель существует в действительности и вам дано узнать Его, то вы всецело отдались бы Ему, не взирая ни на что. Далее вы знаете, что не можете искать Учителя в монастырском уединении, где бы вы могли, путем размышления и созерцания, войти в общение с Ним. Ибо вы еще не в праве думать о своем личном благе, так как у вас есть близкие, которые нуждаются в вас и зависят от вашего труда. Но, несмотря на это обязательство, мечта ваша — служить Учителю, в какой бы то ни было форме.
В виду того, что есть возможность служить Ему и в ваших условиях, я и пишу эти строки для вас, а также для тех, кто начинает прозревать подобно вам и видеть высшие человеческие возможности.
Каждая душа имеет дать нечто другой душе, и то, что я пишу теперь, есть мой дар вам, полученный в свою очередь от других.
Как брат приношу вам то, что даровали мне ранее старшие братья.
VII. ВО ИМЯ ЕГО
Повсюду, где материя, там и сила, а где соединено то и другое — там жизнь; и во всем сияет Сознание Логоса. Вселенная живет Его жизнью; и вы, и я, и мириады существ вокруг — клеточки в Его необъятном Бытии. Каждая из них живет свою маленькую жизнь для того, чтобы мало-помалу пред ней раскрывалось чудо Бытия, частицей которого она состоит, и радость жизни заключается в том, чтобы переходить все к новым и новым открытиям.
В этом непрерывном переходе от одного открытия к другому, из которого состоит жизнь души, существует более ранняя и более поздняя стадия. В ранней стадии находится большинство душ; их отличительная черта – требование. Простирая руки, они требуют от жизни осуществления их мечтаний и лишь изредка извлекают горький урок, что требованием нельзя добиться исполнения желаемого. Но, несмотря на это, они все же достигают проникновения в природу Бога: в любви жены, ребенка и друга, в славе и почете, в благочестии и в услуге, оказанной соседу, в невинных радостях, которые всегда испытывает хороший человек,— во всем этом они находят счастье, которое не что иное, как тихий шепот Бога внутри их сердца, шепот, побуждающий их к дальнейшим поискам Его. Ибо каждое бескорыстное действие делается «во Имя Его», и Он встречает людей лицом к лицу всюду, как в доме, так и на площади, как в запертой горнице, так и в Святая Святых.
Но в этой ранней стадии человек видит Его как бы сквозь тусклое стекло.
Его истинная, великая красота не может раскрыться людям ни на этой ступени, ни на многих последующих. Много горя и разочарования должен пережить человек прежде, чем он научится не требовать ничего от жизни и, несмотря на это, жить благородно, ибо иначе он уже жить не сможет. И тогда он перейдет на высшую ступень и перед ним откроется Узкая Тропа.
Поистине много к ней званых, но мало избранных. Но нужно помнить, что хотя эта Узкая Тропа — лишь для немногих, но это не есть новый путь, внезапно открывающийся перед душой. Он не вполне чужд и не нов.
Это — старый, старый путь, обширный, как небо, по которому каждый человек идет к Богу; он теперь узок потому, что отныне взор души должен быть пристально устремлен на Божественный Лик и, подобно стреле, летящей в цель, душа наша должна все быстрее стремиться к Нему. Тот, кто после этого сойдет с пути, пожнет лишь одно горе и несчастье.
Узкая Тропа есть путь Ученика. Она приводит к Освобождению, или Спасению, или Осуществлению — называйте это, как хотите. Она ведет к Вечной Жизни, ибо лишь с той минуты, как человек делается учеником, перед ним раскрывается истинная глубина жизни, и он видит осуществление. Ибо осуществление жизни в том, чтобы нести тягости других.
Единственно для этого живут и работают Учителя Мудрости, Старшие Братья нашей расы.
И если бы не было Их, несущих на своих плечах бремя человечества, едва ли у людей хватило бы мужества стереть из своего сознания воспоминания о своих грехах и стремиться к свободе и радости.
И если вы хотите, чтобы они вас приняли и вели в Жизнь Вечную, — вы должны уметь нести бремя ближнего, другого пути нет.
Но прежде, чем научиться нести чужое бремя, нужно научиться, как не умножать это бремя. Старайтесь, чтобы ни одно ваше действие не увеличивало общей суммы мировой скорби.
Всегда, ежечасно стремитесь быть безобидны в мыслях, словах и делах, и таким образом от невинности в проявлениях вы дойдете до чистоты сердца, которая даст вам силу терпеливо переносить ту скорбь, которую принесет вам ваша дурная карма.
Стремитесь со-единять [соединение — at-one-ment] каждую вашу радость с жаждой радости всего человечества.
Когда любовь, красота или мудрость наполнят восторгом вашу душу, думайте о тех, к кому стремится ваше сердце, и приобщайте их мысленно к вашей радости. Истинное счастье соединяет. Если не с кем делиться, счастья нет. Так легко соединяться, когда мы счастливы; сделайте такое соединение инстинктивным чувством в себе. И скоро вы увидите, как возрастет ваша сила любить и ваше умение чувствовать прекрасное; а затем придет постепенно и великая сила — терпеть.
Малый круг, заключающий в себе любимых людей, будет постепенно расширяться, пока не придет день, когда вы через радость соединитесь с целым человечеством.
А под конец вы должны будете соединиться скорбью со скорбью человечества. Осуществление жизни в том, чтобы много любить, а также и в том, чтобы много страдать, если это понадобится. Но радость и горе приобретают величие лишь тогда, когда они отражают собой идущее свыше. Скорбь человека есть скорбь Бога, и, если бы вы почувствовали эту скорбь так, как Он ее чувствует, — вы удостоились бы созерцать Его Лик и тогда, когда вы разделяете скорбь других, как вы созерцали Его, когда разделяли чужие радости.
Пусть каждый звук человеческой скорби находит в вас ответный звук; не отвращайтесь ни от одного звука, хотя бы и низкого, и порочного. Лучше для вас загрязниться, помогая тем, кто в грязи, нежели стоять в отдалении, оставаясь чистым. Изучайте причину всех бедствий и старайтесь постичь действия кармы, ибо карма есть одно из выражений воли Бога. А для себя будьте уверены, что чем безжалостнее кажется ваша карма, тем она на самом деле благотворнее и сострадательнее. Так будете вы источником силы для тех, кто страдает, когда начнете помогать им своим состраданием.
Не бойтесь страданий; при свете наиболее адских страданий вы узнаете более красот, чем вы узнали бы при обыкновенном свете земных переживаний.
Пока человечество таково, каково оно сейчас, соединение не может произойти через одну только радость; но вы научитесь соединяться через радость тем скорее и полнее, чем больше вы научились соединяться через скорбь.
Вам, живущему в мире и не имеющему намерения удаляться из него, — вам написал я все это с целью показать, что и в ваших условиях возможно вести жизнь, озаренную светом мудрости и исполненную деятельной любви «во Имя Его», и найти Учителя.
Много страданий ожидает вас, ибо придется вам уплатить до последнего кодранта долг ваш перед братьями, бремя которых вы умножили грехами своими; но в тоже время ваша жизнь обогатится такими вдохновениями, которые недоступны для людей, не способных на великое отречение.
Посвятите себя исканию Учителя, и вы, наверное, найдете Его. А затем вы будете переходить от одной ступени к другой, жизнь за жизнью, пока сами не станете помазанником Божьим, Спасителем человечества.
И тогда Господь научит вас стереть из Его Книги Жизни все, что когда-либо было вашей скорбью и вашей жаждой, и заполнить вновь страницы прошлого словами радости. Ибо прошлое станет глиной в ваших руках, как сейчас ваше настоящее; скорби настоящего даются лишь для того, чтобы выучить буквы жизни, чтобы писать ими во веки веков.
Тогда развеются все миражи прошлого, и каждый миг, когда проливались ваши слезы, вы переживете вновь, но уже по-новому, обладая всем, чего жаждало ваше сердце, и улыбаясь. Вы начнете жить радостно в прошлом так же, как и в настоящем, ибо таково будущее, ожидающее нас, такова слава, которая раскроется перед нами.