– Был ли кто из Учителей русским? – Сергий Радонежский – Мориа.
На выраж[ение] удивл[ения] Е. Р[ерих], что Серг[ий] Радон[ежский] мог быть потом Акбаром и иметь несколько жён.
– Дядя Урусвати может дать объяснение.
– Удрая знает, Руднев тоже.
– Кто дядя Урусвати? – Историк Акбара.
– Соломон, Сергий Радонежский, Акбар искали единение любви.
– Многие причисленные святые приходили творить единение.
– Щагий – Мория.
– Вначале устремлял тело, дух зажигал позднее.
Дневники
Источник: Рерих Е.И. — Записи Учения Живой Этики, 22.07.1921
Известно, что в последнем земном воплощении Мория родился раджпутским князем в индийском сословии воинов и правителей, пользующихся уважением за мужество и честь. Дата его рождения точно неизвестна. Звали его Ранбир Сингх. В 1858 г. после смерти отца Ранбир стал махараджей Кашмира. Историки выражают похвалу Ранбиру за объединение штатов Нагар и Хунза и за создание гуманных и справедливых гражданских и уголовных законов. Ранбир был очень популярен среди граждан. Он отошел в мир иной в 1885 г.
По описаниям, ростом он был около 2 метров, с военной выправкой. Выражался весьма лаконично, как будто привык к беспрекословному выполнению своих указаний.
Обычно носил белые одежды и тюрбан. Он производил впечатление человека в полном расцвете сил – примерно тридцати пяти лет; однако, по словам Блаватской, когда она увидела Учителя в лондонском Гайд-парке в 1851 году, Он выглядел точно так же, как и в её детстве
(Махатма Мориа с детства являлся ей во снах и видениях).
В ту первую встречу в Лондоне Учитель сказал Е.П. Блаватской, что ему «требуется её участие в работе, которую он собирается предпринять», а также, что «ей придётся провести три года в Тибете, чтобы подготовиться к выполнению этой важной задачи». Спустя 27 лет Блаватская оказалась в Индии и Тибете, где она снова встретилась с Учителем.
Жизнь Учителя Мории примечательна его подвижнической работой по объединению древних духовных истин Востока с традициями Запада.
Эта задача была во многом исполнена через основание Теософского Общества в 1875 году в Нью-Йорке и дальнейшие наставления, данные через эту организацию. Эти наставления поступали частично в виде личных писем, адресованных горстке учеников «Махатмы Гимавата». Позже письма были собраны и изданы в 1923 году под названием «Письма Махатм».
Отдельные главы «Писем» были переведены на русский язык Е. И. Рерих и изданы под заголовком «Чаша Востока» в 1925 году в Риге.
Полное издание «Писем Махатм» в России было осуществлено в 1993 году.
Подлинники писем хранятся сейчас в Британском Музее в Лондоне.