Некоторые выдержки
***
Еще при жизни Е.П.Б. среди членов Эзотерической Школы в Америке — учеников У.К.Джаджа — были Франчиа ЛаДью и Уильям Дауэр; Е.П.Б. знала о них как о кандидатах в Принятые Ученики. Через два года после ухода Джаджа под руководством Вел. Уч. Ил., а также Вел. Уч. М. и Вел. Уч. К.Х. ими был создан "Храм Человечества", непосредственно продолживший эстафету теософического Учения и Преемственность в Эзотерической работе. И именно на него была возложена высокая задача подготовки к грядущему Пришествию Учителя Учителей.
Так, именно Уильям Куан Джадж среди всех остальных явился тем, кто сохранил неразрывным звено подлинной духовной Преемственности в той работе, что была начата Еленой Петровной Блаватской.
***
Помимо высоких Восточных чела — как Дамодар Маваланкар, Мохини Чаттерджи, Рамасвамийер, Гджуал Кхул, в распоряжении был квалифицированный Западный чела, Уильям Джадж, лично обученный Е.П.Б., знакомый с её планами и помогавший ей в наиболее сокровенных и серьезных делах.
***
Единоличное руководство Эзотерической Школой должно было перейти в руки Джаджа — для этого требовалось только его добровольное согласие. Однако непосредственно перед принятием решения, касающегося будущего обустройства, он зачитал ответственной группе в Лондоне личное письмо Е.П.Б. к нему, написанное ею незадолго до смерти и включающее абзац об А. Безант, являющийся продолжением цитированного выше:
"Джадж, она замечательнейшая женщина, моя правая рука, мой преемник и моя единственная надежда в Англии, когда я буду вынуждена оставить вас, как Вы — моя единственная надежда в Америке".
Ввиду этого письма и в соответствии с предложенным Джаджем планом, руководящая группа представителей общества разделила контроль над Эзотерической Школой между ним и Анни Безант, "пока", как было записано в Протоколе собрания.
Они должны были быть Внешними Со-Главами и ожидалось, что работа будет вестись в соответствии с принципами и в направлении, заложенными Е.П.Б. Отсутствие личного начала и высокое чувство чести Джаджа нигде не проявлялось так ярко, как в этом случае; не вынеси он на рассмотрение это частное письмо, то наивысшее положение в Теософическом Движении, какое только мог предложить Совет, однозначно было бы за ним.
То, что сама Безант считала Джаджа более компетентным, чем она сама, в деле руководства Эзотерической Школой, показывает цитата из письма в "The Path", написанного Арчибальдом Кейтли, известным теософом того времени: "В своем письме от 2 июля 1891 г. Анни Безант говорит эзотеристам, не желавшим принять её со-главенства, следующее: "Если бы я могла, я сказала бы Вам, дорогой --: будьте только с Джаджем. Я была бы вполне довольна, ибо на самом деле Вам нет причин доверять мне.
У меня нет возможности стоять в стороне только потому, что Они поставили нас вместе".
Последнее предложение этой цитаты подразумевает письменное послание, полученное ею феноменальным путем на том самом собрании Совета, где речь шла о руководстве Школой. Оно пришло от Вел. Уч.М. и гласило: "План Джаджа правилен". В Отчете, выпущенном в июле 1893 г. А. Безант, графиней Вахтмайстер, Дж. Мидом и другими членами Генерального Совета, присутствовавшими на этом собрании, было описано получение этого послания. Оно содержало оттиск печати, признанный графиней и другими идентичным найденным на письмах, полученных при жизни Е.П.Б.
В период между 1891 и второй половиной 1893 г. Безант настойчиво повторяла различным членам Эзотерической Школы, что какая бы то ни было ошибка в том, что касается подлинности послания Учителя, невозможна, и что условия его получения исключали всякую возможность для него быть чем-то кроме прямого послания от Учителя, осажденного оккультным путем. Однако затем её отношение к Джаджу изменилось на противоположное, а вместе с ним и отношение к аутентичности послания. Причины этого резкого поворота, имевшего прискорбные последствия, прояснятся после знакомства с некоторыми событиями, имевшими место в 1893 г.
В августе 1891 г., во время пребывания Джаджа в Англии в следствие ухода Е.П.Б., в "The Path" появилась статья, которой суждено было в последующие годы внести свой вклад в смятение в рядах Общества; она была написана м-с Джулией А.Кейтли под её псевдонимом Jasper Niemand. Статья открывалась, как было сказано, "словами высочайшего одобрения от Учителя, Которого Е.П.Б. была благоговейным учеником":
"НЕБЛАГОДАРНОСТИ НЕТ СРЕДИ НАШИХ НЕДОСТАТКОВ. МЫ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ ТЕМ, КТО ПОМОГАЕТ НАМ. ТАКТ, ОСТОРОЖНОСТЬ И УСЕРДИЕ НУЖНЫ
СЕЙЧАС БОЛЕЕ ЧЕМ КОГДА-ЛИБО. СКРОМНЕЙШИЙ ТРУЖЕНИК ВИДИМ, И ПОЛУЧАЕТ ПОМОЩЬ
Это помещенное перед статьей послание до глубины взволновало Г. Олькотта; большое значение он придал отсутствию имени давшего послание, о чем написал Джаджу. В своем ответном письме к Олькотту (опубликованному позднее в журнале "Lucifer" под заголовком "К Индийскому Брату" без упоминания имени Олькотта) Джадж говорит о важности охранения перед широкой публикой идеи существования Учителей и Их имен. "Утверждение этого факта, — пишет он далее, — столь часто делаемое в Америке, приоткрыло сточные канавы в умах людей, остававшиеся бы закрытыми, если бы относительно этих Сущностей хранилось молчание". Касательно самого послания им были высказаны
замечательные слова:
"...прочтя его текст, я не искал подписи... Подпись не важна. Средства идентификации вовсе не сводятся к проблеме подписи.
Если у нас самих нет средств удостовериться и идентифицировать такое послание, — тогда подпись, печать, бумага, водяные знаки и все прочее — бесполезны".