Таинственная жизнь и судьба драгоценности Калиостро
 
Возврат на страницу. Неизвестное об известном
 
 
 Прилагаемая схема была составлена на основе эскиза, сделанного Джозефом Э. Россом в 1978 году,
 с его разрешения, а также на основе заметок о драгоценных камнях, которые он сделал в то время.
 
 
  Представьте себе серебряно-золотой кулон в форме украшенного драгоценными камнями компаса, увенчанного короной с изумрудами, на котором между стрелками компаса изображён рубиновый крест над золотым и серебряным Лебедем, кормящим своих птенцов в гнезде. Представьте себе также, что драгоценные камни на эмблеме — это живые гальванометры, реагирующие на жизненные вибрации владельца. Таково описание таинственного розического камня 18-й степени, ранее принадлежавшего Калиостро, но в последнее время носимого Е.П. Блаватской. Украшенные жёлтыми, зелёными, белыми и красными драгоценными камнями, белоснежные камни «обладали оккультным свойством менять свой цвет на тёмно-зелёный, а иногда на грязно-коричневый, когда она болела».

Что нам известно об истории этого удивительного драгоценного камня?

Ценится ли он из-за входящих в его состав драгоценных камней и металлов? Ходят ли о нём слухи из-за его удивительных оккультных свойств или как о талисмане? Из-за его связи с розенкрейцерами? С Калиостро? С Е.П. Блаватской? Возможно, со всем этим сразу. Но что точно известно и что важно, так это то, что драгоценный камень является исторической достопримечательностью и хранится в архивах Теософского общества.

2 декабря 1878 года Е.П.Б. написала в своём дневнике: «Из ящика бюро пропала драгоценность Рози Кросс. Знаю, кто её взял. Она вернётся».

И он действительно вернулся. Адепт Серапис упоминает об этом в краткой записке Олькотту: «Потерянное возвращено на своё место.

Гуэбуры [злобные элементали] по злобе сделали его невидимым».

И другие люди заботились о сохранности этой драгоценности.

Но сначала давайте рассмотрим физическую структуру драгоценного камня.

 


Последней владелицей была Рукмини Деви Арундейл, скончавшаяся 23 февраля 1986 года, жена доктора Джорджа Арундейла, третьего международного президента Теософского общества.



Прилагаемая схема была составлена на основе эскиза, сделанного Джозефом Э. Россом в 1978 году, с его разрешения, а также на основе заметок о драгоценных камнях, которые он сделал в то время.

 
Значение символа

Чтобы раскрыть истинный эзотерический смысл. 

Для создания «Розенкрейцерского камня» с его уникальным набором и расположением элементов потребовался бы продвинутый оккультист. 

Такой оккультисткой была Е.П.Б., хотя она много раз повторяла, что знает больше, чем ей позволено раскрывать. Кроме того, она утверждает, что «символы должны иметь более одного значения», и далее, что «у каждой аллегории есть семь ключей». Тем не менее в различных теософских источниках можно найти интересные намёки, и, вероятно, есть и другие значения. 

Е.П.Б. называет Пеликана «самым важным» и «самым известным символом розенкрейцеров». 



В индуистской мифологии пеликан (Хамса (санскр. हंस — Лебедь  )) — символ изначального луча, исходящего из тьмы. Для восприятия единого луча (Логоса), содержащего остальные семь созидательных лучей, постулируется универсальная матрица — вода. Таким образом, лебедь или любая другая водоплавающая птица — например, пеликан, которого выбрали розенкрейцеры, — олицетворяет Дух нераскрытого, абстрактного Божества, который движется по водам, а затем из воды рождает других существ. 

Истинное значение восемнадцатой степени розенкрейцеров именно в этом, хотя позднее оно было поэтизировано в образе матери-пеликана, которая разрывает себе грудь, чтобы накормить семерых своих птенцов своей кровью.

 
Мэнли П. Холл пишет:

Знакомый всем Пеликан из степени «Роуз Крукс», кормящий своих птенцов собственной грудью, на самом деле является фениксом, и этот факт можно подтвердить, изучив голову птицы... голова феникса гораздо больше похожа на голову орла, чем на голову Пеликана. В мистериях было принято называть посвящённых фениксами или людьми, родившимися заново, потому что подобно тому, как физическое рождение даёт человеку сознание в физическом мире, так и неофит после девяти ступеней в лоне мистерий рождался в сознании духовного мира.

Е.П.Б. уделяет значительное внимание значениям креста и круга. Циркуль, будучи инструментом для построения круга, символизирует абстрактное Божество — отсюда и причина его включения в Сокровище 18-й степени. Равносторонний крест из рубинов олицетворяет человека в воплощении, заключённого в объятия циркуля — крест символизирует божественную сторону человека, а розовый цвет — символ природы и девственной Земли, небесной матери и кормилицы человека. Над компасом изображена корона, символ королевской власти, которая излучает благотворную ауру на все символы Сокровища. В восточных писаниях высшие духовные учения называются «Королевской тайной доктриной».

 
 
 
 
 
 
Кем был Калиостро?

Для читателей, не знакомых с историей розенкрейцеров или Калиостро, сообщаем, что Братство Розы и Креста, по словам Е.П.Б., было основано в середине XIII века немецким рыцарем по имени Розенкранц. Как христианская религия разделена на различные секты, так и секта розенкрейцеров впоследствии породила другие каббалистические ветви масонства.

О жизни графа Алессандро ди Калиостро известно немного, но многое можно предположить. Большинство его биографов описывают его как отъявленного негодяя и связывают его с Джузеппе Бальсамо, уроженцем Сицилии. Е.П.Б. отмечает в своей статье «Был ли Калиостро „шарлатаном“?» что это было символическое имя, которое, вероятно, дал ему учитель-адепт, как это было принято для учеников, которым предстояло работать в миру. Однако право на этот титул можно проследить до его дальнего родственника по линии бабушки по материнской линии. Считается, что он жил с 1743 по 1795 год.

После бурной юности ещё совсем молодой Калиостро отправился на Мальту, где изучал мистерии. Он всегда говорил людям, что родился на Мальте, подразумевая, что там он родился для духовной жизни, там его впервые посвятили в магические обряды.

Обычно он был самым обаятельным и привлекательным джентльменом, добрым к страждущим и щедрым к неимущим. Но когда лицемерие задевало его за живое, он мог впасть в ярость.

В начале 1770-х годов, когда Калиостро жил в Англии, он и его жена Серафина были очень бедны и поначалу зарабатывали на жизнь продажей его рисунков. Позже они разбогатели. Калиостро был известен тем, что мог увеличивать размер жемчужин и превращать простые материалы в драгоценные камни и металлы. В Лондоне он был посвящён в масоны по шотландскому обряду. Калиостро побывал во многих городах Европы, в том числе в России, и везде основывал масонские ложи. Его целительские способности были впечатляющими. Куда бы он ни направлялся, слава опережала его, и толпы людей стекались в его гостиную.

Он никогда не брал денег за лечение, и медицинские власти преследовали его за то, что он практиковал без лицензии. Когда жизнь в одном месте становилась слишком сложной, он переезжал в другое.

Во Франции многие дворяне и члены королевской семьи относились к Калиостро с большим почтением. Среди его поклонников были Гёте и Шиллер. Коварная графиня де ла Мотт втянула его в скандал, связанный с бриллиантовым ожерельем, которое якобы заказала Мария-Антуанетта. Из-за этого Калиостро и его жена на какое-то время оказались в Бастилии, пока он не смог доказать их невиновность. Его неосмотрительность в демонстрации своих алхимических способностей — создание алмазов и золота «из ничего» — возможно, привела к таким быстрым кармическим последствиям.

Калиостро был ясновидящим и предсказал многие события, которые впоследствии произошли. Кроме того, сбылись и другие замечательные предсказания детей-медиумов, которых он использовал в своих масонских ложах. Среди тех, кто посещал его собрания, были священники и высокопоставленные церковники, в том числе кардинал де Роган, сам принадлежавший к королевской семье. Но из-за того, что Калиостро был масоном и оккультистом и знал «много тайн, смертоносных для Римской церкви», он подвергся гонениям со стороны иезуитов.

В 1785 году он работал в ложе Филалетов вместе с Месмером и другими профессионалами, литераторами, юристами, финансистами и священнослужителями. Он пытался привнести в ложу восточное учение о божественном и промежуточном началах в человеке. Но они отказались от своих традиционных форм. Он остался масоном, но создал собственный ритуал в египетской традиции.

В письме от 1789 года говорится о том, что граф ди Калиостро и его жена прибыли в Италию, обладая огромным богатством и пользуясь популярностью у тех, кто хотел встретиться с ними наедине. В 1790 году он, его жена и монах-капуцин были арестованы и предстали перед судом инквизиции. 7 апреля 1791 года после длительного судебного разбирательства, затянувшегося из-за отсутствия подходящих доказательств его вины, он был приговорён к смертной казни. Его книги и семейное имущество были сожжены на городской площади.

Когда его уже собирались передать гражданским властям, в Ватикане появился незнакомец и потребовал личной аудиенции у Папы, назвавшись, одним словом, вместо имени. Папа немедленно принял его, и вскоре после этого приговор был заменён пожизненным заключением в замке Сан-Лео. Сообщалось, что он умер в тюрьме, но некоторые говорят, что он сбежал, а тюремщикам, чтобы сохранить лицо, пришлось притвориться, что он умер и был похоронен под замком.

Считалось, что Калиостро вместе со своим современником графом Сен-Жерменом открыл секрет долголетия и поэтому снова появился на публике в 1861 году. Е.П.Б. говорит: «Граф Сен-Жермен и по сей день остаётся живой загадкой... Бесчисленные свидетельства в литературе, а также в устных преданиях (которые иногда заслуживают большего доверия) о том, что этого чудесного графа встречали и узнавали в разные века, не являются мифом». Цитируя Элифаса Леви, который пишет, что «Калиостро умер в одиночестве в темнице инквизиции», Е.П.Б. в сноске добавляет: «Это ложь, и аббат Констан (Элифас Леви) знал, что это так».

 
Хронология появления Драгоценного камня

Чтобы проследить за сменой владельцев Камня Калиостро за последние сто с лишним лет, мы узнали, что в 1878 году Е.П.Б. заметила, что камень пропал из ящика её бюро, а затем вернулся к ней. О том, как он попал к ней изначально, рассказала Рукмини Арундейл в интервью Джозефу Россу: «Во время Французской революции Калиостро был очень занят и работал с Мастером, Принцем [графом Сен-Жерменом]. Я не знаю, как он попал к Е.П.Б., но она видела его на физическом плане. Очевидно, он всё ещё где-то жил. Поэтому он отдал его ей, ведь там находится настоящий масонский орден. А она отдала его доктору Безант.

В конце 1893 года Анни Безант заявила, что видела доказательства, подтверждающие слухи о том, что Уильям К. Джадж подделывал послания от Учителя. В 1894 году она опубликовала «Заявление, подготовленное для судебного комитета», в котором содержалось шесть обвинений в неправдивости его утверждений о связи с Учителем. Обвинение III называлось «Обман Г.С. Олкотта в отношении розенкрейцерского камня Е.П.Б.».

Миссис Безант описала инцидент с драгоценностью в своей брошюре, опубликованной в 1895 году:

... по просьбе полковника Олькотта она [Е.П.Б.] одолжила ему эту книгу, и она оставалась у него, когда Е. П. Б. наконец покинула Индию в 1885 году. 

В 1888 году, когда полковник Олькотт приехал в Англию, он привёз для неё несколько вещей от Е.П.Б., в том числе этот камень розенкрейцеров, и передал его ей на Лэнсдаун-роуд, 17. Впоследствии она иногда носила этот камень, и после её смерти он был среди вещей Е.П.Б. Мистер Джадж увидел его среди этих вещей, когда приехал в Лондон в мае 1891 года. 

В августе 1891 года, после того как мистер Джадж вернулся в Нью-Йорк, я получил от него письмо, в котором почерком Махатмы М. было написано распоряжение отправить этот «Розенкрейцерский камень» мистеру Джаджу. Я отправил Камень, тщательно упакованный в запечатанный пакет, в Нью-Йорк с полковником Олькоттом (полковник ничего не знал о содержимом пакета). Он передал пакет миссис Дж. К. Вер Планк, которая написала мне, что получила его, и сказала, что спрячет его. Я также написал мистеру Джаджу, сообщив ему, что отправил «Драгоценность» с полковником Олькоттом. 

12 сентября 1891 года мистер Джадж, находясь в поезде и датируя своё письмо «Вайоминг, железная дорога», написал мне: 

«Да, это серебряный феникс. Я попрошу Дж. К. В. П. хранить посылку в моём сейфе» .... В октябре 1891 года, когда полковник Олькотт был в доме доктора Дж. Андерсона в Сан-Франциско, он рассказывал доктору А. о розенкрейцерском камне Е.П.Б. и о таинственном свойстве камней в нём менять цвет в зависимости от состояния её здоровья. 

В связи с этим полковник заметил, что у него в Адьяре есть драгоценность и что, когда он вернётся, он посмотрит, не изменился ли цвет камней после смерти Е.П.Б. При этом разговоре присутствовал мистер Джадж. Услышав последнее замечание, он сказал полковнику Олькотту: 

«Олькотт, Учитель велел мне передать, что Он забрал Драгоценность из Адьяра и что, когда ты вернёшься, ты обнаружишь, что её нет. Пусть это станет для тебя доказательством подлинности сообщений, которые я получаю от Махатм». 

После возвращения в Адьяр полковник Олькотт рассказал о случившемся Б. Кейтли, который в ответ сообщил, что видел, как полковник передал драгоценность Е.П.Б. в Лондоне в 1888 или 1889 году. Его слуга Бабула подтвердил это, сказав, что сам положил драгоценность в чемодан полковника.

В той же брошюре приводятся аналогичные доказательства в заявлении Бертрама Кейтли:

... в 1888 году я присутствовал в комнате Е.П.Б., когда Г.С.О. передал ему Розикруцианскую Драгоценность...», а в 1891 году «по дороге из порта в штаб-квартиру Адьяра Г.С.О. рассказал мне о своём разговоре с У. К. Дж. в Сан-Франциско... Я сразу же напомнил Г.С.О., что в 1888 году в Лондоне он передал Е.П.Б. Камень розенкрейцеров, как описано выше. Я также присутствовал при том, как Бабула напомнил Г.С.О., что он (Бабула) сам положил Камень в чемодан Г.С.О., когда тот в 1888 году собирался в Европу.

18 июля 1894 года в совместном заявлении Джаджа и Олькотта были даны противоречивые сведения об инциденте 1891 года: 

Уильям К. Джадж и полковник Г.С. Олькотт настоящим письменно подтверждают, что... Джадж сказал... в октябре 1891 года в доме доктора Андерсона. У. К. Джадж говорит: «Полковник Олькотт заявил, что Сокровище находится в Адьяре, и я пошёл в свою соседнюю комнату. Через несколько минут я вернулся в комнату полковника Олькотта и сказал ему: “Полковник, Учитель говорит, что я могу сообщить вам, что Сокровища нет в Адьяре и вы его там не найдёте”. Больше я ничего не сказал и не произнёс ни слова о том, что Учитель забрал Сокровище».

«Полковник Олькотт говорит: «Мои воспоминания об этом инциденте отличаются от вышеизложенных. В то же время, поскольку я не вел записей во время разговора, будет справедливо сказать, что моя память могла ввести меня в заблуждение так же, как память мистера Джаджа или доктора Андерсона могла ввести в заблуждение их. Насколько я помню, эта сцена произошла в спальне мистера Джаджа...; там присутствовали доктор Андерсон, мистер Джадж и я... Я описал доктору Андерсону известную драгоценность розенкрейцеров... Я сказал, что по возвращении в Адьяр я должен... проверить, вернули ли кристаллы свой прежний оттенок или, возможно, стали чёрными после смерти Е.П.Б. 

 Судья, стоявший рядом со мной... сказал: «Олькотт, Учитель сказал мне, что ты не найдёшь драгоценность в Адьяре...» ...я должен был... указать на то, что Учитель забрал её, но моя память подводит меня в этом вопросе, и я не осмелюсь утверждать, что такие слова были произнесены. Однако у меня сложилось чёткое впечатление... что Джадж проверял мою способность получать сообщения от Учителей; и.… как только я добрался до Адьяра, я стал искать драгоценность, а потом обнаружил, что сам отвёз её в Лондон в 1888 году и вернул Е.П.Б.

[Подпись] Г. С. Олькотт, Лондон, 18 июля 1894 г.24

В рамках подготовки к защите по предъявленным ему обвинениям генерал Совет. 18 июня 1894 года судья телеграфировал доктору Андерсону, что одно из обвинений заключается в том, что судья сказал Олькотту, что, по словам Учителя, Сокровище находится не в Адьяре, и попросил Андерсона немедленно отправить по почте письменное показание под присягой, подтверждающее или опровергающее это утверждение. Удивительно, но в нотариально заверенном ответе Андерсона говорилось:

Насколько я помню и могу судить, в моём присутствии не было никаких разговоров между ними о розенкрейцерском камне покойной мадам Е. П. Блаватской, а также не было никаких заявлений о том, что «судья сказал ему (Олькотту), что Мастер сказал, что камня нет в Адьяре», как указано в прилагаемой телеграмме, а также не было никаких упоминаний об этом камне или о Мастере в этой или какой-либо другой связи... Я подтверждаю, что разговор, упомянутый в прилагаемой телеграмме, не состоялся и что моя память не подвела меня, когда я говорю, что впервые имел удовольствие встретиться с полковником. Олькотт, и это был первый раз, когда мне представилась возможность поговорить с мистером Джаджем. Поскольку оба они были тесно связаны с Обществом, я внимательно следил за любыми намёками на Общество в целом и на Учителей в частности, так как мне очень хотелось получить информацию о последних. 

 [Подпись] Джером А. Андерсон, доктор медицины.

Далее следует почти трёхлетний перерыв, в течение которого автору не удавалось выяснить, где на самом деле находится Драгоценность. Известно, что в сентябре 1891 года она была у мистера Джаджа или миссис Вер Планк. 23 сентября 1891 года миссис Вер Планк написала миссис Безант:

Я принял к сведению ваши указания относительно пакета. Мистер Джадж велел мне положить его, с подписью, в сейф мистера Нересхаймера, поскольку нашим сейфом пользуются несколько человек.

И снова 26 сентября 1891 года:

Полковник Г.С. Олкотт передал мне посылку от вас в присутствии мистера Нересхаймера, и, когда полковник вышел из комнаты, а мистер Нересхаймер остался, я положил посылку в один из наших больших льняных конвертов, запечатал его, а мистер Нересхаймер надписал его для мистера Джаджа и сразу же убрал в свой сейф. Потом я подумал, что если бы вы были так любезны, что вложили бы в конверт, адресованный мне, хотя бы строчку, то мне не пришлось бы ждать возвращения мистера Джаджа, чтобы с удовольствием прочитать её!!

Также известно, что он был у полковника Олькотта или у миссис Безант в июле 1894 года. Архивариус Теософского общества в Пасадене, штат Калифорния, поискал в бумагах Джаджа упоминания о возвращении Камня миссис Безант и сообщил, что «на данный момент... у нас нет информации, которую мы могли бы вам отправить».

От Радхи Бёрниер из Теософского общества в Адьяре, Индия, не было получено ответа ни на один из вопросов, связанных с возвращением Сокровища, которые содержались в документах миссис Безант или Олькотта. Возможно, когда-нибудь будет найден документ, проясняющий этот период в хронологии Сокровища.

Итак, из рук Джаджа или миссис Вер Планк камень каким-то образом вернулся к миссис Безант. Ч. Джининаджадаса, четвёртый международный президент Теософского общества, упоминал две картины с изображением Камня Калиостро:

Первая картина написана и подписана Джоном Варли 28 июля 1894 года. На обратной стороне стоит подпись миссис Варли, подтверждающая, что картина написана достоверно, а также подпись полковника Олькотта той же даты. Вторая картина была написана миссис Изабель Купер-Оукли за неделю до этого. Её подписали Г.С. Олькотт, Дж. Т. Кэмпбелл и А. Дж. Уилсон. Если Е. П. Б. отдала его Амме [миссис Безант перед её смертью в 1891 году, то он, должно быть, находился у неё, и она, должно быть, одолжила его полковнику Олькотту для картин. Более того, очевидно, что полковник Олькотт, составляя завещание, был уверен, что драгоценность находится у него в Адьяре.

В завещании полковника Олькотта, датированном Адьяром 11 января 1907 года, говорится:

Драгоценность розенкрейцеров и портрет мастера М. (написанный миссис Джибхарт), которые сейчас находятся в распоряжении Анни Безант, после её смерти должны быть возвращены в коллекцию [так в оригинале] в штаб-квартиру.

Джинараджадаса хотел заказать бюст миссис Безант, но не когда она была уже в преклонном возрасте, а в 1902 году. Он написал Рукмини Арундейл:

. . . в 1902 году ... фотография ее [Безант] была сделана во Флоренции итальянским художником... На этой фотографии Амма [Безант] носит драгоценный камень розенкрейцеров Е.П.Б. Вы помните, я отправлял вам ту часть Завещания полковника Олькотта, где он завещает Драгоценность Обществу. Сейчас она у вас, и вы сказали, что когда-нибудь вернете ее. Полагаю, сама Амма не помнила об этом пункте в завещании полковника, поэтому, когда она составляла своё завещание... она не упомянула о драгоценности... Полагаю, она заперта вместе с другими вашими драгоценностями... и, если это так, я бы хотел, чтобы вы передали мне драгоценность и взяли у меня расписку. Тогда я смогу проследить за тем, чтобы был сделан слепок с бюста, а драгоценность была помещена в сейф Аммы в её комнате».

 
 
 
Миссис Арундейл рассказала, как к ней попала Драгоценность:

И однажды доктор Безант позвала доктора Арундейла к себе в комнату и пригласила меня тоже прийти. Затем она надела это ему на шею и сказала: «Я хочу, чтобы ты носил это». В следующую минуту она улыбнулась мне и сказала: «Конечно, это и для Рукмини». Она сказала: «Так что она может носить его в любое время». Так что я его сохранила».

Когда Джинараджадаса настоял на том, чтобы она вернула его, поскольку полковник Олкотт написал в своём завещании, что после его смерти камень должен перейти к Обществу, Рукмини Арундейл сказала ему:

«Как такое может быть правдой? Потому что доктор Безант отдала его нам лично, и как он мог написать такое в своём завещании? И она сказала, что это дала ей Е.П.Б. Она не могла солгать». Затем он копнул глубже и обнаружил, что доктор Безант носила его до смерти полковника Олькотта. 

 В 1902 году, а полковник Олькотт умер в 1907 году. Тогда он написал мне: «Вы совершенно правы. Значит, полковник Олькотт, должно быть, ошибся». Он [Олькотт], вероятно, подумал, увидев эту редкую вещь: «Видите ли, мы не знаем, что будет дальше. Она должна достаться Обществу». Но он, должно быть, не имел в виду, что юридически она является его собственностью, раз так сказал.

Рукмини Арундейл ответила на письмо Джинараджадасы:

Два года назад я начал путешествовать на самолётах и по совету, и с помощью Генри Хотченера составил завещание. Зная ценность камня Калиостро, я завещал его Теософскому обществу вместе со многими другими ценными вещами».

Завораживающий камень Калиостро из розенкрейцерского ордена, несомненно, является или являлся сильно намагниченным объектом. Его значение для человека 18-й степени может заключаться не столько в достижении оккультного статуса, сколько в работе, которую он призван выполнять. Со времён Калиостро им обладали семь человек:

Генри Пибоди, несущий свет; Олькотт, распространяющий свет; Безант, разъясняющая свет; Вер Планк, хранящий свет; Джадж, советник света; Джордж и Рукмини Арундейл, преданные и преобразующие свет. Все они внесли значительный вклад в теософское движение. Ещё предстоит выяснить, суждено ли Камню Калиостро и дальше способствовать эволюции человечества.

— Нелл К. Тейлор 
6 января 2021 г.







 
©
Cross of Balance
Duality of Heaven and Earth
Страница Храма Человечества
free counters
Работает на: Amiro CMS