ПОСЕЯННОЕ ТОБОЮ ТЫ ДОЛЖЕН И СОБРАТЬ, БУДЕТ ЛИ ЭТО В РАДОСТИ ИЛИ СКОРБИ, В СТРАДАНИИ ИЛИ ПОКОЕ
АФОРИЗМЫ ХРАМА
«Обратите внимание, как кощунственно понося все исходившее и исходящее через нас, они в то же время всячески подчеркивают свое величайшее почитание и преданность Высшему Источнику. Ведь эти безумцы думают, что, кланяясь Высшему Источнику и в то же время предавая Доверенных Его, они тем самым страхуются от кармы! Какое изуверческое и невежественное мышление, чтобы не сказать больше! Искаженное мышление не может постичь всю царственность Духа Вел[иких] Вл[адык], которые именно простят кощунство и отвергание Их Обликов, но не предательство Их Доверенных! В этом все отличие земного преступного мышления от Великого Сердца и Царственного кругозора Духов Света. На это при случае следовало бы указать, именно, что никакие пуджи Вл[адыке] не могут оправдать предательства Доверенных, наоборот, лишь утяжелят карму такого лицемера». (4, с. 527-528)
Е.И. Рерих
«Благословенны Избравшие Путь Иллюминацио Регале»
Гермес Трисмегист
Перед тем как вступить на Путь, закончи все дела свои, о странник, дабы они не встали вновь на твоём пути и не вернули бы тебя обратно.
"Сад Учителя". 9 октября. О.Б. Обнорская
..Жить на Земле осмысленной жизнью можно лишь при осознании всех трех миров, нашего участия в них и понимании цели земных воплощений.
"Грани Агни Йоги". "331. (М. А. И.).
..ВСЯ ЖИЗНЬ И ЕСТЬ ПОДГОТОВКА К НАДЗЕМНОМУ ПРЕБЫВАНИЮ И ЯВЛЯЕТСЯ ТАКОВОЙ СОВЕРШЕННО НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО,
ЗНАЕТ ОБ ЭТОМ ЧЕЛОВЕК ИЛИ НЕТ, ВЕРИТ ИЛИ НЕТ...
"Грани Агни Йоги". "249. (Май 4).
Е.П. БЛАВАТСКАЯ В XIX СТОЛЕТИИ НЕОДНОКРАТНО ПИСАЛА О НЕПРЕЛОЖНОМ ОККУЛЬТНОМ ЗАКОНЕ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ У ВСТУПИВШЕГО НА ПУТЬ ДУХОВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЧИНАЮТ УСИЛЕННО ПРОЯВЛЯТЬСЯ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ИНАЧЕ ОСТАЛИСЬ БЫ СОКРЫТЫМИ, КАК БЫ В ЗАРОДЫШЕ, И, МОЖЕТ БЫТЬ, ДО СЛЕДУЮЩЕГО ВОПЛОЩЕНИЯ, КАК ХОРОШИЕ, ТАК И ДУРНЫЕ. И ЕСЛИ ПРИ ОБЫЧНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКУ КАК-ТО УДАЕТСЯ СКРЫВАТЬ ИЛИ ПОДАВЛЯТЬ СВОИ ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ, ТО ТЕПЕРЬ ЕМУ ПРИДЕТСЯ БОРОТЬСЯ С НИМИ ВО СТО РАЗ СИЛЬНЕЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ.
Е.П. БЛАВАТСКАЯ
БЛИЗОСТЬ К ПОСЛАННИКАМ БРАТСТВА И УЧАСТИЕ В ИХ РАБОТЕ ЕЩЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТОМ ТОГО,
ЧТО ТЫ УСТОИШЬ НА ПУТИ И ОПРАВДАЕШЬ ОКАЗАННОЕ ТЕБЕ ДОВЕРИЕ — НЕОБХОДИМА ПОСТОЯННАЯ ВНУТРЕННЯЯ РАБОТА.
УЧЕНИЕ И СЛУЖЕНИЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО,
ПРЕДПОЛАГАЮТ РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯ НА ОСНОВАНИИ СЛЕДОВАНИЯ УЧЕНИЮ И ПОЧИТАНИЯ УЧИТЕЛЯ.
из книги «Иерархия».
"«НЕ СТРЕМИТЕСЬ УВИДЕТЬ СОВЕРШЕННЫМИ ПРИНЯВШИХ УЧЕНИЕ». ПОЧЕМУ? ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ РАЗОЧАРОВАНИЙ. ВЕДЬ ПРИНЯВШИЙ УЧЕНИЕ НЕ СТАНОВИТСЯ СРАЗУ СОВЕРШЕННЫМ, СКОРЕЕ, НАОБОРОТ, ИБО ИЗ ГЛУБИНЫ ЕГО СУЩНОСТИ ПОДНИМАЮТ ГОЛОВЫ ВСЕ ЕГО НЕИЗЖИТЫЕ СВОЙСТВА, ЧТОБЫ БЫТЬ ИСКОРЕНЕННЫМИ. И КТО МОЖЕТ СКАЗАТЬ, СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПОТРЕБУЕТСЯ НА ЭТО. ПОЭТОМУ ЛУЧШЕ НЕ СТРЕМИТЬСЯ К ЛИЧНОМУ СОПРИКОСНОВЕНИЮ. НО СОБИРАТЬ ДРУЖИНЫ СЛУЖЕНИЯ ВСЕ ЖЕ НЕОБХОДИМО. НО ЭТО ПРОБЛЕМА УЖЕ ДРУГОГО ПОРЯДКА."
Грани Агни Йоги 1972 г. 074. (М. А. Й.).
«ТЕМ, КТО ЖЕЛАЕТ ВОЙТИ В ХРАМ МИСТЕРИЙ КАК. УЧЕНИК, Я СКАЖУ, ЧТО СУЩЕСТВУЕТ СЕМЬ НЕОБХОДИМЫХ ВЕЩЕЙ: СВОБОДА ОТ ПРЕДРАССУДКОВ; СВОБОДА ОТ РАБСТВА; ПРЕДАННОСТЬ ПРИНЦИПАМ; МИЛОСЕРДИЕ И ЛЮБОВЬ КО ВСЕМ; УДАЛЕНИЕ КАМНЕЙ ПРЕТКНОВЕНИЯ С ПУТИ МЛАДШИХ УЧЕНИКОВ; СОЗНАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; ЗАБВЕНИЕ ПРОШЛЫХ ОШИБОК».
«ВВЫСЬ И ВПЕРЕД ИЗ ВЕЧНОСТИ В ВЕЧНОСТЬ!»
Сантана
«Колесо жизни. Или как индусы скажут: "Сантана" - "Поток жизни"».
Н.К. Рерих «Молодому другу», 8 апреля 1940 г.
«Поток жизни - Сантана - прихотлив и щедр. Поток распыляется в отвесном водопаде, чтобы потом опять собраться в русло».
Н.К. Рерих, «Сантана»,
«Листы Дневника», т.2
Путешествуя по Востоку, Н.К.Рерих глубоко изучал его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с древними буддийскими учениями. Одно из них послужило сюжетом к картине "Сантана". Буддистские учения считают, что реальный мир иллюзорен, а жизнь с её страстями, заботами, заблуждениями не имеет ни начала, ни конца. И называется этот бесконечный поток жизни Сантаной.
На Востоке считают, что мудрым окажется тот, кто вырвется из этого потока, став только его созерцателем, молчаливо смотрящим, Безмолвным Рекордером.
"Вечная река жизни. Мимо несутся её потоки, уходя в прошлое, но дух человека остаётся созерцать её новые струи, тоже мимо несущиеся. Безмолвный Рекордер, подобно плёнке фотоаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь - это одно. Безмолвно Смотрящий - нечто совершенно другое.
Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Страдает, переживает, беспокоится - это астрал, но не Безмолвный Смотритель. Думает, мыслит - это ментал в действии, но не Свидетель. Двигается, говорит, ест - это действует физическое тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо отделить Его, вечного, от временности трех потоков в себе - физического, астрального и ментального.
Надо уметь смотреть на всё, происходящее внутри и снаружи, как на временное и преходящее. Вот нечто было и прошло, и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного, и снова смотрю на новые струи потока, которые также пройдут, как и все прошлые струи. Когда сознание человека устремляется не в струи потока, а в сферу Смотрящего вечно, выходит он из потока и поднимается над ним, и утверждает он себя на Камне вечного основания жизни."
(Г.А.Й.)
На картине показан Учитель, который сидит на берегу реки жизни и наблюдает за движением, происходящим в ней. Наблюдать жизнь такой, какова она в действительности, можно, только выйдя из потока, как вышел Учитель. Он ждёт своего ученика, который должен тоже научиться выходить из потока, т.е. хранить равновесие во всех жизненных ситуациях, и переносить сознание в бессмертный свой дух.
"Всё земное бытиё должно быть осмысленно от границ Высшего мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия? Конечно, можно. Легко представить целую жизнь как беспредельный поток полезности для других. Сантана не бессмысленное перекатывание камней, Она, как поток, питающий окружающие поля; как ручей, приносящий очагу чистоту, как дождь, подымающий зерно посева."
(Н.Рерих. Листы дневника, Сантана, с.317)
"В Буддизме принято сравнивать цепь жизней наших с непрерывным течением потока. Поэтому в Учении и говорится: пройти Сантану по сердцу, или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении."
(Е.И.Рерих. Письма, 1т, от 19.10.34)
"Когда ярко горит в духе понимание Основ Бытия, то и бездна жизни перестаёт казаться непроходимой. Когда горит в сердце сознание подвига, то и день грядущий кажется близким. Горизонт, обнимающий Мир во всём его построении, поймёт всю преходимость и кажущуюся Майю. Так пространство насыщено творчеством Огня и грядущим построением. Знание преходимости даёт чувство отрыва от Земли и устремляет дух к тем планам, где человек, истинно, пребывает в его огненной сущности. На пути к Миру Огненному явим устремление к пространственным энергиям, помогающим духу перейти бездну непонимания."
(Мир Огненный, ч.3, 368)
"Кроме сердца, храните ясное сознание. Нельзя видеть сквозь мутную воду. Каждое волнение будет совершенно одинаково, как в воде, так и в сознании. Найти нужно правильную меру между отзывчивостью и волнением. Условия земные не легки, чтобы избежать возбуждения, которое так пагубно для здоровья. Явление связи с Миром Высшим даёт чуткость и ясность, не замутненную тёмными струями."
(Аум, 51)
"При изучении истории верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже постигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна - каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей.
Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущение вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию, приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата."
(Аум, 264)
"Сантана - поток жизни - много преображает и предопределяет, но всё же остаётся место для свободной воли. Лучи светил определяют многое, но крепкая связь с Высшим Миром в этом обстоятельстве будет иметь большее значение. Можно понять, что учение о руководителях во всех верованиях имеет великое значение.
Люди должны понять, что им даётся возможность пройти сечу и все теснины с помощью высших руководителей, но нужно не отринуть руку помощи.
Нужно полюбить руководителя всем сердцем. Не земными мерами способствует руководитель, потому нужно чутко осознать такую нить огненную. По всей жизни можно видеть чудесную защиту, если открыты глаза. Так сама сантана не сильнее явления высших миров."
(МО ч.3, 569)
Урикова Н.В.
Проблема взаимоотношения духовного восхождения и социально-природной жизни всегда волновала лучшие умы человечества. Будда, пройдя обе крайности — аскетизм и царскую роскошь — проповедовал «путь золотой середины».
Философская мысль Китая различала малое и большое отшельничество:
малое
— это полный уход от жизни и общества в горы, леса, пустыни;
большое
— новое возвращение в круговорот бытия, духовное восхождение среди житейских бурь и выполнения социальных функций.
Последнее считалось в Китае намного более трудным, ибо требует огромной устремленности, любви, терпения. Можно вспомнить и Путь Большой Колесницы — Махаяну — когда Архат отказывается от воздаяния Нирваны и превращается в Бодхисатву, смысл жизни которого помочь всем существам преодолеть призрачный поток «сансары», достичь берега Нирваны, где и пребывает в неподвижности мудрец на картине Н.К.Рериха «Сантана»..
П.Е.Федоров