КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ ДЕЛЬФИС
...В ожидании близких социальных потрясений он ищет в русской действительности наиболее стойкое духовное начало и находит его в сказах, пронесенных народом через столетия, обличенным подчас в легендарные образы подвижников. Так появляются картины «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого» (1914), «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится» (1914), «Никола» (1916)."
"...В 1915 году на выставке «Мира искусства» в Петрограде экспонировались шесть работ серии: «Зарево», «Крик змия», «Град обречённый», «Короны», «Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится», «Прокопий Праведный отводит тучу каменную от Устюга Великого». Показанные в самый разгар Первой мировой войны, они произвели на зрителей ошеломляющее впечатление. Один из критиков тех лет А.И. Гидони более всего отмечал созвучность эмоционального строя этих картин мировосприятию современников. Он писал: «Что бы ни было, завтрашний день несет новое, вчерашняя жизнь не повторится. Эти ощущения, столь разные, столь противоречивые, независимо от их значения для творчества Рериха, для нас – показательны, потому что это наши настроения...»6 .
Высоко оценил серию A.M. Горький. Он назвал тогда Н.К. Рериха величайшим интуитивистом современности. А одну из картин – «Град обречённый» – захотел приобрести и получил ее в подарок от художника."
6.Гидони Александр. Творческий путь Рериха//Аполлон. 1915. № 4-5. С. 34."
В.П.КНЯЗЕВА. Предвоенная серия Н.К.Рериха. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества.,
|