|
| | | | | | | Уильям К. Джадж Океан теософии. Избранное | | | | | |
Имя У.К.Джаджа хорошо знакомо теософам России, а также читателям теософской литературы. Однако практически никому не известны его труды и биография, ибо они не были переведены на русский язык. Исключение составляет "Океан теософии", опубликованный в 2004 году очень небольшим тиражом. Цель настоящего сборника - ликвидировать этот пробел. Сжато, в одной книге, собраны не только произведения Джаджа, но и его письма, выдержки из них, а также биографические заметки, отзывы, написанные Е.П.Блаватской и его учениками. В основу этого издания положены две книги: "Океан теософии и "Письма, которые мне помогли".
Предисловие
На страницах этой книги сделана попытка представить теософию так, чтобы она была понятна рядовому читателю. Смелые заявления, сделанные писателем, основаны на его знаниях, и он принимает на себя полную ответственность за написанное. Читателю должно быть совершенно ясно, что Теософское общество ни в коей мере не привлекалось к участию в работе над книгой, оно не отвечает за ее содержание, а члены его могут быть не согласны с написанным. Тон убежденности, которым проникнуты главы этой книги, не имеет ничего общего с самоуверенностью автора или упорством догматика. Эта убеждённость основана на знаниях, подтвержденных свидетельствами и опытом.
Члены Теософского общества могут заметить, что некоторые теософские теории и доктрины не затронуты в этой книге. Причиной послужило то, что они могли бы значительно увеличить объём книги и вызвать бесконечные дебаты.Все, что относится к теме “воля” не обсуждалось на страницах этой книги, поскольку эта способность или свойство невидимо, чрезвычайно тонко, неразличимо в своей сущности и воспринимается нами только по результату воздействия.
Как моральное качество “воля” совершенно “бесцветна” и может быть распознана только по “желанию”, которое стоит за ней. Во всех мирах, предшествующих человеческому, она часто действует без нашего знания, поэтому немногого можно достичь, пытаясь понять, что такое воля вне контекста души и желания. В этой книге автор не провозглашает никаких новых идей, его собственных или им открытых. В ней представлены только те знания, которые он получил от своих учителей.
Уильям Джадж.
Содержание
Глава 1. Теософия и Учителя
Общее определение теософии. Во Вселенной существуют высоко развитые существа, которых называют Махатмами, Посвящёнными, Братьями, Адептами. Как они работают и почему в настоящее время скрыты от людей. Их Ложа. Это совершенные люди других периодов эволюции. В истории человечества они носили разные имена. Аполлон, Моисей, Соломон и другие были членами вышеупомянутой Ложи. Все они проповедовали одну доктрину. Возможность их существования говорит о том, что человек может стать, по крайней мере, таким же, как они. Махатмы сохраняют подлинную доктрину и, благодаря этому, в подходящее время эта доктрина становится известной людям.
Глава 2. Общие принципы
Общий обзор важнейших законов, управляющих космосом. Система семеричного деления. Ложе всегда было известно, что реальная материя невидима. Разум – это космический интеллект. В мировом Разуме содержится семеричная структура Космоса. Эволюция происходит согласно плану мирового Разума. Когда периоды эволюции завершаются, наступает Ночь Брамы. Космогония Моисея помешала развитию современных концепций. Только одну часть своих доктрин евреи заимствовали у древних египтян. Вечная доктрина и внутренний смысл "Книги Бытия" соответствуют друг другу. Общее представление о длине периодов эволюции. Теория Герберта Спенсера соответствует вечной доктрине. Древняя индийская хронология содержит данные об этом. История Храма Соломона – это история человеческой эволюции. Теософская доктрина намного старше, чем христианство. Настоящий возраст мира. Человеку 18,000,000 лет. Единственные, кто совершает эволюцию, это внутренние Эго, которые, стали, наконец, владельцами человеческого тела. Каждый из семи принципов человека происходит от одного из семи главных принципов Вселенной.
Глава 3. Цепь Земли
Что такое Земля в свете доктрины. Земля имеет семеричное строение, является одним из семи глобусов и соответствует человеку. Глобусы не соединяются подобно звеньям цепи, они взаимно проникают друг в друга. Цепь Земли – это перевоплощение старой, сейчас мёртвой цепи. В этой старой цепи наша Луна была видимой. Сейчас Луна мертва и постепенно уменьшается в размере. Венера, Марс и др. планеты – это живые представители других цепей, подобных нашей. Количество Эго в каждой цепи определённое, но не поддается исчислению. Эго следуют по пути эволюции через семь глобусов. В каждом из них развивается определённая часть нашей человеческой природы. Процесс уплотнения материи начался и достиг своего предела в четвёртом глобусе.
Глава 4. Семеричная природа человека
Конституция человека. Отличие теософской доктрины от христианской. Истинная доктрина была известна уже в первых столетиях нашей эры, но она была намеренно скрыта от человечества, неспособного использовать эти знания. Было опасно раскрыть истинную природу человека прежде времени. Семеричное строение. Классификация принципов. Семеричная природа человека согласуется с семи глобусной цепью. Низший человек – это композиция принципов. Его высшая триада. Низшая четверка принципов – это временная структура, подвергающаяся распаду. Верхняя триада - непреходящая часть человека, и только она остается от человека после его смерти. Что такое физический человек и что представляют собой другие, невидимые, но смертные части человека. Чувства свойственны не тому человеку, которого мы видим, а невидимому нам.
Глава 5. Физическое и астральное тела.
Физическое тело и жизненный принцип. Загадка жизни. Причиной сна и смерти является избыток жизни, с которым организм не может справиться. Тело – это иллюзия. Что такое клетка. Жизнь универсальна, она не является результатом деятельности организма. Астральное тело, его состав, его способности и функции в качестве модели физического тела. Астральное тело – часть конституции всех миров природы. Оно способно путешествовать. Настоящие органы чувств находятся в астральном теле. Значение астрального тела для спиритических сеансов. Телепатия, ясновидение, яснослышание и тому подобные психические феномены объясняются существованием астрального тела. ъъъ
Глава 6. Кама - желание
Четвёртый принцип Камарупа. По-английски это означает страсти и желания. Камарупа – причина существования физического тела, а не наоборот. Среди семи принципов человека этот принцип является балансирующим. Он – основа действий человека и двигатель его воли. Правильное желание ведёт к правильному действию. Этот принцип находится в астральном теле и имеет высший и низший аспекты. После смерти астральное тело и камарупа, соединяясь, создают оболочку человека, которая обладает способностью действовать автоматически. Оболочка – это то, что на сеансах называют "духом". Она опасна для человечества. На сеансах оболочке, у которой отсутствуют душа и сознание, помогают элементалы. Самоубийцы и убитые по приговору преступники оставляют оболочки способные к логической последовательности. Принцип камарупа – это животная часть человека. Он является общим для всех организованных царств природы. На данном этапе эволюции человек – это полностью развитая низшая четверка с частично развитыми высшими принципами.
Глава 7. Разум
Разум - пятый принцип конституции человека и первый среди принципов истинного человека. Это способность к мышлению люди, а не продукт мозга. Мозг это только инструмент ума. Как свет ума был получен неразумным человеком. Совершенные люди из прежних систем передали его нам, а они получили свет разума от своих предшественников. Разум - это хранилище всех мыслей, это наблюдатель. Человек не способен к познанию, если связь между разумом и мозгом нарушена. Органы тела не способны к познанию. Два аспекта разума - высший и низший и четыре его особенности. У Будды, Иисуса и других был полностью развитый разум. Атма – это Божественное Эго. Наша индивидуальность вечна и, пребывая во многих физических телах, она получает разнообразный опыт. В настоящий период способность разума и материи к действию выше, чем в более ранние периоды эволюции. Разум ограничен желанием, что делает необходимым перевоплощение.
Глава 8. Перевоплощение
Почему человек такой, какой он есть, и как он стал таким. Для чего существует Вселенная? Духовная и физическая эволюция требуют перевоплощения. Перевоплощение на физическом плане – это возрождение в другом теле или изменение одной формы на другую. В очень отдаленном будущем наступит момент, когда вся масса материи этого глобуса разовьется до уровня человека. Это древняя доктрина. Раннее христианство придерживалось ее. Ей учил Иисус. Что возрождается? Высшие принципы человеческой конституции не достигли полного воплощения, поэтому жизнь представляет для нас загадку. Перевоплощение не является переселением в низшие формы. Ману дал этому объяснение.
Глава 9. Другие аспекты перевоплощения.
Возражения против перевоплощения. Закон нельзя изменить по желанию. Должны ли ждать нашего прибытия на небеса те, кто оказался там раньше нас? Для того чтобы узнать, душа не нуждается в объективных данных. Наследственность не противоречит закону. Как действует наследственность. Различия в наследственности не признаются. Исторические данные опровергают теорию наследственности. Перевоплощение – справедливая доктрина. Что такое справедливость? Мы страдаем не по вине других, но из-за своих собственных поступков. Память. Почему мы не помним наши другие жизни. Кто их помнит? Как объяснить увеличение населения земли.
Глава 10. Аргументы в поддержку перевоплощения
Аргументы в поддержку перевоплощения опираются на: 1. природу души, 2. законы, управляющие разумом и душой, 3. различия в характере, 4. необходимость дисциплины и эволюции, 5. различия в способностях, 6. начинающиеся в жизни с колыбели, 7. распознание своей индивидуальности, 8. предполагаемую цель жизни, 9.делающей его необходимым.
Глава 11. Карма
Что означает неизвестное нам слово "карма". Полезный закон. Каким образом на нынешнюю жизнь влияют действия человека в прошлых жизнях. В корне каждого действия – мысль. Через посредство Манаса мысли влияют на каждую отдельную жизнь. Почему люди рождаются уродами или в плохих обстоятельствах. Три класса кармы и область действия каждого из них. Национальная и расовая карма. Счастье и несчастье индивидуума. Высказывание о карме Великого Учителя. Одной жизни мало для реализации целей природы. Сама по себе смерть не дарует продвижения вперед. Учиться после смерти нелогично. Постоянство, с которым нации переходят от расцвета к упадку и деградации, поддерживает идею перевоплощения. Появление гениев – аргумент в пользу перевоплощения. Присущие всему человечеству идеи показывают это. Оппозиция доктрине основана только на предубеждении.
Глава 12. Камалока
Состояние человека сразу же после смерти. Что такое рай и ад и где они находятся? Смерть тела – это только первый шаг смерти. Вторая смерть, наступающая вслед за первой. Разделение семи принципов на три класса. Что такое камалока? Происхождение христианского чистилища, которое олицетворяет многочисленные состояния в астральной сфере. Скандхи. Астральная оболочка человека в камалокекамалоке. Там находятся те, кто владеет черной магией. Судьба самоубийц и других преждевременно умерших. Состояние бессознания перед переходом в дэвачан. лишена души, разума и сознания. На сеансах её называют "духом". Классификация оболочек в камалоке. Там находятся те, кто владеет черной магией. Судьба самоубийц и других преждевременно умерших. Состояние бессознания перед переходом в дэвачан.
Глава 13. Дэвачан
Значение слова. Состояние сознания Атма-Буддхи-Манас. Работа кармы в дэвачане. Необходимость дэвачана. Это другой вид мышления, которому не препятствует физическое тело. Существует только две сферы действия причин – субъективная и объективная. Дэвачан одна из них. Душа не ощущает времени в дэвачане. Протяженность пребывания в дэвачане. Математика души. Средняя протяженность пребывания в дэвачане – полторы тысячи лет и зависит от психических импульсов жизни. Функция и цель дэвачана. Состояние души в дэвачане зависит от последних перед смертью мыслей. Смысл дэвачана. Видим ли мы тех, кого оставили? Мы вызываем их образы. Сущности, пребывающие в дэвачане, способны помочь тем, кого они любят. Медиумы не могут посетить тех, кто в дэвачане, только в редких случаях и когда человек чист душой. Только Адепты могут помочь тем, кто в дэвачане.
Глава 14. Циклы
Одна из наиболее важных доктрин. Название циклов на языке санскрит. Несколько циклов известных Западу. Цикличность – это причина повторного появления живших на земле личностей. Влияние циклов на жизнь и эволюцию. Когда наступает первый момент цикла? Начальная скорость вибрации определяет последующие. Когда человек покидает глобус, все силы перестают действовать. Конвульсии и катаклизмы. Перевоплощение и карма неразрывно связаны с законом циклов. Цивилизации возвращаются согласно циклу. Цикл Аватар. Кришна, Будда и другие приходят в соответствии с циклами. Второстепенные личности и великие лидеры. Пересечение циклов приводит к конвульсиям. Лунный, Солнечный и Звездный циклы. Индивидуальные циклы перевоплощения. Перемещение через созвездия и смысл истории об Ионе. Часы Зодиака. Как идеи отпечатываются и сохраняются в памяти наций. Причины землетрясений, космических пожаров, обледенений, наводнений. Брахманские циклы.
Глава 15. Дифференцирование видов и недостающие звенья
Первичное происхождение человека знать невозможно. Человек не произошел от какой-то одной пары или от животных. Семь человеческих рас появились на глобусе одновременно. Сейчас они все соединены, но со временем дифференцируются. Человекообразные обезьяны и их происхождение от человека. Они потомки приплода от противоестественных связей, имевших место в третьем и четвертом раундах. Запоздалые расы. Секретные книги об этом. Объяснение человекоподобных черт у обезьян. Низшие царства природы приходят с других планет. Их дифференцирование произошло с интеллектуальной помощью Дхьяни. Срединная точка эволюции. Астральные формы прежних циклов кристаллизовались во время физических циклов. Недостающие звенья, что это такое и почему наука не может их найти. Какова цель природы во всей этой работе.
Глава 16. Психические законы, силы и феномены.
На Западе нет истинной психологии. Она существует только на Востоке. В человеке отражаются все силы природы. Гравитация представляет собой только одну половину закона. Полярность и сцепление – очень важные принципы. Управление невидимыми предметами. Сила воображения. Ментальный телеграф. Чтение чужих мыслей – это грабительство. Перемещение предметов на расстоянии, ясновидение, яснослышание и второе зрение. Картины в астральном свете. Сны и видения. Привидения. Истинное ясновидение. Внутренняя стимуляция вызывает внешние впечатления. Все регистрируется в астральном свете.
Глава 17. Психические феномены и спиритуализм
"Спиритуализм" – неправильное название такой практики. Правильно было бы назвать её некромантия и поклонение мертвым. Америка не является местом возникновения спиритуализма. Некромантия давно известна в Индии. Установленные факты заслуживают проверки. Теософы согласны с фактами, но трактуют их иначе, чем спиритуалисты. Проверка свелась к вопросу: возвращаются ли мертвые? Нет, они не возвращаются. Все сведения поступают от астральной оболочки человека. Возражения на заявления медиумов. Установленные факты подтверждают насмешки ученых. Что это такое материализация? Это либо масса электромагнитной материи вместе с картиной из Астрального света, либо астральное тело медиума, выдвинутое из его физического тела. Анализ законов, которые надо знать, прежде чем понимать феномены. Тембр "автономного голоса". Важность астрального мира. Опасности медиумизма. Попытки получить эти способности с целью наживы или других эгоистичных целей очень опасны. В настоящее время закон Цикла предписывает ослабление подобных сил. Цель Ложи.
WILLIAM Q. JUDGE
New York, May, 1893.
Некоторые Главы
Глава 3
Цепь земли
Взгляды относительно начала мира, эволюции нашей Земли, эволюции жизни человека, животного и других Монад, которые выдвигает теософия, отличаются от современных идей, а в отдельных случаях даже противоречит им. Но современные теории непостоянны, они меняются каждое столетие, тогда как теософское учение не меняется никогда. По мнению Старших Братьев, благодаря которым оно распространяется и подтверждается древними источниками, это всего лишь признание фактов природы. Современные теории, напротив, всегда умозрительны, неустойчивы и постоянно переделываются. O том, что, согласно общему плану, Земля имеет семеричное строение, уже говорилось раньше. Земля – это сущность, а не просто громадная масса грубой материи. И если эта сущность имеет семеричное строение, значит вместе с ней в космосе должно быть еще шесть глобусов или сфер. Эта группа из семи глобусов была названа "Цепь Земли" или "Планетная цепь". "Эзотерический буддизм" без сомнения утверждает это положение, но дает скорее грубый, неточный и материалистический взгляд на предмет, ориентируя читателя на то, что речь в доктрине идет о контактирующих друг с другом, но отдельных семи глобусах. Это утверждение приводит к выводу, что автор названной книги считает глобус Земля отличным от других шести глобусов, как Венера отлична от Марса. Но это не так. Земля это один из семи глобусов только в сознании человека, потому что, когда человек функционирует на одном из семи глобусов, он осознает его как отдельный глобус и не видит другие шесть. Это полностью соответствует тому, что сам человек не видит шесть других своих составляющих, но только свое тело, в силу того, что сейчас он находится на Земле, четвертом глобусе, и его тело олицетворяет землю. Все семь "глобусов" составляют единую массу, или большой глобус, состоящий из взаимопроникающих глобусов. Мы должны использовать слово "глобус", поскольку основная форма – это глобус или сфера. Если положится на объяснение мистера Синнетта то можно предположить, что глобусы не проникают друг в друга, а связаны магнитными полями или линиями. Даже если уделить максимум внимания диаграммам, используемым для иллюстрации схемы в "Тайной доктрине", но пренебречь объяснениями и предупреждениями Е.П. Блаватской, можно сделать ту же ошибку. Но она сама и ее учителя говорят, что 7 глобусов нашей цепи "воедины, но не единосущны"* (Тайная доктрина, том 1, книга 1). Это заявление усилено дальнейшим предупреждением не опираться на статистику или диаграмму, изображённую в одной плоскости, но искать метафизический и духовный аспект теории. Итак, обращаясь к источнику, из которого Мистер Синнетт брал сведения для своей книги, мы полагаем, что эти глобусы составляют единую массу, хотя отличаются друг от друга субстанцией, а разница в субстанции происходит из-за перемены центра сознания. Семиглобусную цепь Земли можно определить как непосредственное перевоплощение более ранней семиглобусной цепи и эта прежняя семья из семи глобусов была лунной цепью, в которой Луна представляла видимый четвертый глобус. Когда эта огромная сущность, объединяющая в одну массу Луну и остальные шесть глобусов, достигла предела жизни, она умерла, как умирает любое другое существо. Каждый из семи глобусов, входящих в цепь, умирая, высылал свою энергию в космос, отдавая жизнь или вибрацию космической пыли – материи, а общая сила взаимного притяжения держала эти семь видов энергии вместе. В результате появилась нынешняя цепь Земли, семь центров энергии или эволюции которой объединены в одно целое. Луна была четвертой в старой серии и находилась на том же плане сознания, что и Земля. Нашим сознанием мы, в основном, привязаны к Земле, поэтому нам доступно видеть только один из старых глобусов, а именно Луну. Когда мы будем действовать на любом другом из семи глобусов, мы сможем видеть в нашем небе давно умершее тело планеты, которое будет для нас Луной, но мы не будем видеть Луну. Венера, Марс, Меркурий и другие видимые планеты определенной планетарной массы – это глобусы четвертого плана, который позволяет нам видеть их, при этом их компаньоны, шесть остальных центров энергии и сознания, невидимы. Все диаграммы только затемняют теорию, поскольку по необходимости изображаются на плоскости.
Количество Эго, эволюционирующих на нашей планетной цепи, несчетно, но не беспредельно. Хотя в целом у вселенной нет пределов, но все же в той части Космоса, где проявление и эволюция начались, оно ограничено в степени проявления и числе Эго, которые принимают участие в этом процессе. Все Монады, участвующие в процессе эволюции на Земле, пришли сюда со старой семиглобусной цепи, о которой я уже сказал. "Эзотерический буддизм" называет эту массу Эго "волной жизни", что означает поток Монад.
Волна Монад достигла планетной массы, которая нашему сознанию представляется как центр нашей Земли. Подобно армии или реке первая часть потока монад начала эволюционный цикл на глобусе А, или №1 и прошла на нем долгий путь эволюции в телах, соответствующих субстанции этого глобуса. Затем этот поток перешёл на глобус Б, и так далее, через все семь, всё более совершенных состояний сознания, называемых глобусами. Когда первая группа Эго оставила глобус А, другие устремились на их место, чтобы пройти этот же цикл эволюции и, таким образом, вся армия Монад в этом же порядке продолжала обход семиглобусного круга.
Этот вояж продолжался в течение четырёх циклов, после чего к средине Четвертого цикла прибытие всего потока или армии Эго, вышедших с Лунной цепи, завершилось. Такой же процесс обхода прибывших в разное время классов Монад продолжается в течение полных семи циклов всех семи планетных центров сознания. Когда седьмой цикл завершится, Эго достигнут предела совершенства, которое возможно достичь за этот громадный период. Затем эта цепь или масса "глобусов" умрет, дав, в свою очередь, жизнь еще одной серии глобусов.
Каждый из глобусов используется законом эволюции для развития семи рас, чувств, способностей, соответствующих этому состоянию материи: опыт всех семи глобусов нужен для достижения совершенства. Следовательно, у нас есть круги и расы. Круг это прохождение через семь центров планетарного сознания. Раса – это развитие на одном из них. Семь рас проходят эволюционное развитие на каждом глобусе, но суммарное количество, сорок девять рас, в конечном результате составляют только семь великих рас. Особая седьмая раса каждого глобуса или планетарного центра, на самом деле, является композицией из семи составляющих, или особенностей и способностей. Поскольку в данный момент нет ни одной расы, завершившей процесс эволюции ни на одном из глобусов, медленный, упорядоченный природный процесс, который не позволяет скачков, должен продолжаться так, как ему положено. Соответственно подрасы должны развиваться одна за другой, пока сформируется совершенная коренная раса, после чего коренная раса постепенно приходит в упадок и в тоже время "выпускает ростки", готовясь к приходу следующей великой расы.
Этот процесс отчетливо иллюстрируется тем, что на американском континенте начинается становление новой, шестой расы. Здесь смешиваются все расы Земли, в результате чего возникнет высоко развитая шестая подраса, вслед за которой аналогичным образом будут развиваться другие подрасы, и так до тех пор, пока развитие новой коренной расы не будет завершено.
Meжду завершением развития любой из великих рас и началом другой есть период покоя. После него поток человеческих Эго оставляет этот глобус и переходит на другой в цепи с тем, чтобы продолжать на нем эволюцию свойств и способностей. Но, когда появляется и достигает совершенства последняя седьмая раса, происходит великое растворение, подобное тому, которое я коротко охарактеризовал, говоря о возникновении цепи Земли. Ощущаемый мир исчезает, и для человеческого уха не существует ничего, только тишина. Считается, что это утверждение дает основание всеобщей вере в то, что наступит конец света, судный день, или, как уже случалось – всемирные наводнения или пожары.
Говоря о Земле, древняя доктрина утверждает, что поток Монад, являющийся животворящим средством эволюции, начал свою работу с массой материи существующей в так называемом элементальном состоянии, в виде газа или огня. На первой стадии нет ни животных, ни растений. На следующей стадии появляется минеральное царство, когда вся масса материи отвердевает и становится "тюрьмой" для Монад. Через долгий период времени первые Монады появляются в форме растений, но животных форм еще не существует. Затем первый класс Монад из растений становится животными, после чего возникают человеческие астральные и тенеподобные модели. Итак, у нас есть минералы, растения, животные и будущие люди, и, в тоже время второй и последующие потоки Монад проходят стадии эволюции в мирах ниже человеческого. Монады, вступившие в эволюционный процесс после средины четвертого круга, не могут достичь стадии человека. Их эволюция продолжится после того, как новая планетная масса перевоплотится из нашей. Здесь, очень приблизительно, описан весь процесс эволюции, но в нем отсутствует много деталей, поскольку в одном из кругов, например, человек появляется раньше животных. Но эта деталь не должна вводить нас в заблуждение.
Можно сказать об этом иначе: план сначала возник во вселенском Разуме, затем завершилась разработка астральной, или базовой модели, и, когда эта работа была закончена, весь процесс продолжился с тем, чтобы материя сконденсировалась до средины четвертого круга. Последующее – это наше будущее, когда сознание всей массы Эго станет духовным и вся цепь глобусов поднимется на более высокий план развития. Тот процесс конденсации материи, о котором упоминалось выше, как раз и был временем, когда человек появился на планете. Но, относительно деталей этого момента Учителя сказали только, что во втором круге план претерпел изменение, но, какое изменение произошло, настоящему поколению не будет сказано и, следовательно, я не могу об этом говорить. Однако совершенно ясно, во-первых, что семь великих рас должны пройти процесс эволюции на этой планете, а так же и то, что все расы должны пройти семь раз всю серию из семи глобусов.
Сначала люди не были двуполыми. Сначала пола вообще не было, затем люди стали гермафродитами и только потом они разделись на существа мужского и женского пола. Это разделение на два пола, мужской и женский, произошло 18 млн. лет назад. По этой причине древняя доктрина учит, что человечеству в его сегодняшнем виде немного более 18 млн. лет.
Глава 8
Перевоплощение
Ни религия, ни наука не могут дать убедительный ответ на вопрос – как человек стал таким сложным существом и почему. Огромные силы и возможности даны этому вечному мыслителю, стоящему на вершине грандиозной и бесшумной эволюции, потому что внутренне он тесно связан с создавшей его природой. Он спрашивает: почему существует природа, для какой цели нужна драма жизни, как можно достичь этой цели? Но ни наука, ни религия не способны дать ответы на эти вопросы. Наука даже не претендует на то, что она может дать решение этих вопросов, заявляя, что ее основная задача - выяснять природу вещей. Религия предлагает противоречащее логике и не имеющее смысла объяснение, приемлемое только для фанатиков, поскольку требует считать все в природе таинством и искать смысл и цель жизни - со всеми ее горем и радостями - в Боге, о котором мы не знаем ничего. Образованный и любознательный ум знает, что якобы предлагаемые Богом идеи на самом деле изобрел человек. Тогда, для чего же существует вселенная, и какова конечная цель человека, как бессмертного мыслителя, следующего путем эволюции? Вселенная существует, для того чтобы посредством постепенного приобретения опыта жизни душа достигла полного освобождения, чтобы вся масса проявленной материи по своему статусу, природе и благородству поднялась в своем сознании к божественному.
Великая цель состоит в том, чтобы достичь самосознания. Не в одной какой-то особой нации, отдельной расе,племени или избранном народе, но идущем вслед за трансформацией улучшением всей массы материи и того, что мы сейчас называем душой. Ничто не может оставаться в стороне от этого процесса. И если целью современного человека служит получение совершенного знания, то миры природы, находящиеся на более низких ступенях развития, постепенно, шаг за шагом, тоже должны подняться и, когда придет время, достичь совершенства. Это и есть великая цель эволюции, ее высшее достижение, - сделать человека богом, а каждой части природы, однажды, достичь той же цели. Это – величайшая перспектива, дающая каждому человеку возможность стать богом.
В этой идее есть сила и благородство, потому что нет ни одного человека, который бы так отстал в развитии, был так унижен и настолько изначально грешен, чтобы не суметь подняться выше всех грехов. Рассматриваемая с материалистической позиции науки, эволюция включает только половину жизни, тогда как её религиозная концепция представляет собой смесь бессмыслицы и страха. Делая ставку на страх, современные религии в тоже время воображают, что Всемогущему не о чем больше думать, кроме этой земли, которой ему надлежит управлять кое - как. Но древняя теософская доктрина установила, что вселенная - это громадное, законченное и совершенное целое.
Если принять за постулат идею, что эволюция идет одновременно – физически и духовно, мы сразу же должны согласится с тем, что это возможно только путем перевоплощения или реинкарнации. Фактически, наука уже продемонстрировала правильность этой идеи. Она показала, что физическая материя самой земли и всего, что на ней есть, однажды была в газовом или расплавленном виде, затем остыла и изменила свое состояние. Эти изменения и процесс эволюции привели к тому, что в природе образовалось огромное разнообразие вещей и существ. Таким образом, на физическом плане это происходит путем постоянной трансформации или изменения одной формы в другую. При этом общее количество материи остается приблизительно таким же, как было с самого начала, с добавлением очень небольшого количества звездной пыли. Желая быть предельно точными в выражении, мы не можем использовать слово "реинкарнация", потому что слово "инкарнация", связано с телом.
Но давайте, используем слово "перевоплощение" и позднее мы увидим, что и материя и человек постоянно подвергаются изменениям, что, в широком аспекте это и есть "перевоплощение". Что касается общей массы материи, то доктрина утверждает, что, когда сам человек поднимется выше в своем развитии, она вся поднимется на уровень человека. Но после достижения человеком его высшей цели не останется никакого остатка, который должен быть как-то секретно переработан или уничтожен в отдаленных местах природы. Истинная доктрина не допускает такого ложного предположения и не боится дать объяснение того, что такое остаток.
Согласно доктрине, неорганической материи вообще не существует, и все, что остается, переходит в другие состояния. В каждом атоме есть жизнь и зародыш самосознания, а это значит, что с течением времени все подвергается изменению. Таким образом, наиболее высокоразвитая, так называемая человеческая плоть, когда-то была минералом, потом растением и сейчас достигла совершенства человеческих атомов. Соответственно, в очень далеком будущем, то, что сейчас является растением, постепенно разовьется до стадии животных, а то, что сейчас является органической материей нашего тела, трансформируется в мыслящую материю. И этот процесс будет продолжаться на всех стадиях эволюционного развития до тех пор, пока придет время, когда материя, сейчас известная как минерал, достигнув сначала человеческой стадии, поднимется до стадии самосознающего мыслителя. Когда наступит следующий великий период эволюции, минеральный мир нашей планеты будет составлять материя, сейчас проходящая стадию низшей трансформации на других планетах и в других системах миров. Для современных людей, с рождения привыкших, что их называют грешными, слабыми и в высшей степени глупыми, это может звучать как фантазия, и они боятся поверить в предлагаемую им истину. Но для учеников древних теософов - это реальность, не имеющая ничего общего с фантазией, для них это логично и грандиозно. Нет сомнения, что когда-нибудь, когда Запад перестанет опираться на хронологии Моисея и его учения о человеке и природе, это будет признано каждым. Итак, можно заключить, что перевоплощение и метемпсихоз относятся не только к человеку, но ко всему в космосе. Поскольку человека больше всего интересует его собственная эволюция, мы детально рассмотрим обе эти концепции применительно к нему. Перевоплощение – это одна из самых древних доктрин, и людей, которые сейчас верят в нее, больше, чем тех, кто с ней не согласен. Большинство из миллионов людей, живущих на Востоке, принимают ее за истину; ей учили греки; огромное число китайцев, живущих сегодня, верят в нее, так же как в нее верили их предки. Евреи верили в перевоплощение, и следы этой веры остались в их религии. Иисус, которого называют отцом христианства, проповедовал эту же идею. Она была известна и проповедовалась ранней христианской церковью, а самые достойные из отцов христианства изучали и распространяли ее. Христианам не следует забывать, что Иисус был евреем и думал, что его миссия состоит в служении им: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева" (Св. Матф. 15:24). Конечно же, он знал доктрины, которых они придерживались. Все евреи верили в перевоплощение и по их представлению Моисей, Адам, Ной, Сиф и другие уже возвращались на землю. Во времена Иисуса все верили, что древний пророк Илия должен вернуться. Таким образом, можно заключить, что Иисус никогда не отрицал доктрину перевоплощения и в различных случаях ссылался на нее, например, когда он сказал, что Иоанн Креститель прежде был Илией, возвращения которого люди ожидали. Все это можно найти, обратившись к Св. Матф. 11, 17 и др.
За Иисусом последовал Св. Павел, который в послании к Римлянам говорит о том, что Исав и Иаков уже существовали до своего нынешнего рождения. Позднее такие известные отцы раннего христианства как Ориген, Синезий и др. верили и учили этой доктрине. В Притчах Соломоновых (8: 22,23,30, 31) Соломон говорит: "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони", "От века я помазана, от начала; прежде бытия земли", "Тогда я была при нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь перед лицом Его во все время", "Веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими". Святой Иоанн Богослов в Откровении 3:12 говорит: "Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон…", что значит - он не будет возрождаться вновь. Пять столетий после Иисуса, вплоть до Константинопольского Собора, церковь учила этой доктрине. Во время Константинопольского Собора распространилось мнение, частично подвергшее сомнению идею перевоплощения, которое было воспринято миром как полное осуждение этой доктрины. Но если это осуждение идет вразрез со словами Иисуса, то оно не имеет никакой силы. Это осуждение действительно направлено против Иисуса, и, согласно христианской церкви, получается, что в свое время у Иисуса не было достаточно знаний, чтобы самому проклясть эту доктрину, которую все знали и которой учили в его время. Он мог бы осудить эту доктрину, но, фактически, он одобрял ее. Христианство - это еврейская религия, и идею перевоплощения оно получило в наследство от евреев. Если у христианской церкви есть какое-то правдоподобное или логическое объяснение, - исключая, конечно, церковные догмы, - почему она изменила свою позицию в этом вопросе, то теософам хотелось бы его знать. Отвергая эту доктрину, просвещенные христиане противопоставляют свое мнение мнению Иисуса, за которым, как это утверждается, они следуют в своих учениях.
Проклятие, брошенное церковным собором, а также отсутствие доктрины Перевоплощения в современном христианском учении нанесло ему огромный урон. Оно сделало последователями Моисеева закона возмездия все христианские нации, которые, прикидываются последователями Иисуса и закона любви. Только перевоплощение дает ответ на все проблемы жизни. Знание этого закона и закона Кармы может заставить человека подчиняться этическим нормам, которые он знает теоретически. Цель философии древних - восстановить доктрину Перевоплощения в тех религиях, в которых она потеряна. Отсюда и происходит ее название "потерянная струна христианства".
Возникает вопрос: кто или что перевоплощается? Это не тело, потому что тело умирает и разлагается. Немногие из нас, исключая разве дикарей, хотели бы быть прикованными навечно к нашим подверженным болезням телам. Это не астральное тело, потому что, как было сказано раньше, оно так же имеет предел существования и, после разложения физического тела, распадается на элементы. Это не страсти и желания, хотя, несомненно, последние существуют очень долгое время, потому что воспроизводят себя в каждой жизни, до тех пор, пока мы окончательно не победим их своими усилиями. Перевоплощение дает нам возможность медленно, шаг за шагом избавляться от желаний и страстей, которые искажают небесные черты подлинного человека.
Было показано, как часть нашей конституции под называнием "страсти" после смерти соединяется с астральным телом и создает видимость реального существа, обреченного на недолгую жизнь во время распадения. После окончательного отделения физического тела от астрального тела, а также страстей и желаний, начинается период, когда жизненная энергия направляет высшую триаду, Манас, Буддхи и Атму - истинного человека, в состояние называемое Дэвачан, или рай. Когда этот период заканчивается, высшая триада тянется к земле для нового рождения. Составляющие высшей триады - ни что другое и есть наша бессмертная часть, истинные мы. Твёрдое понимание вышесказанного очень важно, ибо от этого зависит постижение всей доктрины.
Что же мешает современному Западу понять ее? Долгие годы наша материалистическая наука и всё подвергающая материализации религия уделяли слишком большое внимание физическому телу. Одна занималась только материей, а другая проповедовала воскрешение физического тела, доктрину идущую вразрез со здравым смыслом, фактами, логикой и достоверными свидетельствами. Нет сомнения, что теория воскрешения физического тела возникла из-за отступления от древней, истинной доктрины. Идея воскрешения основана на утверждении Иова, что он видел своего искупителя во плоти, а также на замечании Св. Павла о том, что воскресшее тело не было тронуто разложением. Но Иов был египтянином и говорил о том, что видел своего учителя или посвященного, который был его искупителем. Что касается Иисуса и Павла, то они их замечания относятся исключительно к телу духовному.
Хотя перевоплощение - это природный закон, но в современном человечестве высшая триада, Атма-Буддхи-Манас, воплощается не полностью. Триада использует и занимает тело путём вступления в него Манаса, низшего из трёх, а другие два, Буддхи и Атма, сияют над ним, являя собой Бога в небесах. В древнем еврейском учении это утверждение символизируется Небесным Человеком, голова которого достигает небес, а ноги находятся в аду. Это означает, что пока голова - Атма и Буддхи находятся в небесах, ноги, Манас, ходят по аду, каковым являются тело и его физическая жизнь. Поэтому сознание человека ещё не развито до конца и последующие перевоплощения нужны, чтобы, наконец, завершить воплощение в теле полной триады. По достижению этой цели человеческая раса станет богоподобной, а божественная триада, владея всей массой материи, достигнет совершенства и поднимется на следующую ступень. В этом состоит истинный смысл библейского выражения "и Слово стало плотью". На примерах Иисуса или Будды, которые рассматриваются как божественные воплощения, можно увидеть грандиозность такого события для отдельного человека. Отсюда исходит идея распятия на кресте ради вознесения "вора в рай" и Манас выполняет роль распятого. Поскольку триада еще не полностью воплотилась в человечестве, жизнь полна загадок, некоторые из которых обнаруживаются в разнообразных опытах, проводимых над телом человека и его внутренней природой.
Врач не знает, почему физическое тело функционирует определенным образом и что такое жизнь, потому что духовная ее сторона еще скрыта от него за облаками небес. Ученый, загнанный в тупик и смущенный гипнозом и другими непонятными ему вещами, ищет в темноте, потому что истинный человек, недоступный взгляду, находится на самой вершине божественной горы, вынуждая образованных говорить о "подсознании", о "скрытой личности" и тому подобном. А поп и вовсе не может просветить нас, потому что отрицает богоподобную натуру человека и сводит все проблемы к первородному греху. Он вносит в нашу концепцию Бога черную метку неспособности управлять своим творением или руководить им без изобретения способов для исправления ошибок. Но древняя доктрина предлагает решение, которое окрашивает Бога и Природу в гармоничные тона.
Перевоплощение не значит, что после смерти мы станем животными, во что верят некоторые народы Востока. "Ставший человеком – отныне всегда человек", говорит Великая Ложа, хотя для некоторых людей не было бы чрезмерным наказанием рождение в теле животного, поскольку они заслужили это. Однако природа подчиняется управляющим ею законам, а не нашим пожеланиям. Кроме того, мы не можем знать всё и не можем сказать, что у жестокого человека насквозь животная натура. Эволюция, приведшая Мыслителя и Бессмертного человека на этот план, не может вернуть его обратно в состояние животного, не имеющего Манаса. Рассмотрение двух объяснений буквального принятия некоторыми людьми на Востоке тех законов Ману, которые, казалось бы, учат трансмиграции в животных, насекомых и т.п., поможет истинному ученику этой доктрины избежать тех же ошибок.
Первое: В различных версиях и книгах трансмиграция такого рода обычно имеет дело с настоящим перевоплощением, т.е. с объяснением действительных физических процессов, через которые Эго должно пройти при переходе от существования вне тела к существованию в теле. Они рассматривают дороги, пути, и средства спуска с плана невидимого на видимый. Теософские книги не дают еще откровенного объяснения этого вопроса, во-первых, потому, что это очень деликатный предмет, а во вторых, его тонкости не были бы с доверием приняты даже теософами, хотя придет день, когда это произойдёт.
И, поскольку детали этого вопроса не столь важны, они и не излагаются. Но, насколько нам известно, ни одно человеческое тело не формируется без соединения полов. Если зародыши этого соединения скрываются в мужском и женском телах и зависят от пищи, которую те употребляют, то, очевидно, что пища имеет какое-то отношение к перевоплощению Эго. Итак, дорога к перевоплощению ведет через определенные виды пищи и никакие другие. Значит, возможно, что, когда Эго постоянно потребляет пищу, которая не содействует зарождению человеческого существа, оно должно быть наказано за это.
По словам Ману, подобная практика приводит к трансмиграции, которая, в этом случае, является "помехой" для эволюции. Эту информацию я предлагаю вниманию тех теософов, кто читал упомянутую литературу и чьи идеи туманны, или, в некоторых случаях, основаны на совершенно других гипотезах.
Второе: Природа заставляет нас использовать материю, которая поступает в наши физическое и астральное тела, среди прочих целей, для того, чтобы улучшать ее впечатлением, полученным от общения ее с человеческим Эго. Если мы оставляем на этой материи только отпечатки наших животных чувств, то, возвращаясь обратно в природу, эта материя должна стать частью животного мира, вместо того, чтобы, очищаясь, оставаться на человеческом плане. И так как на всей материи, которую человеческое Эго собирает в себе, остается печать или образ человеческого существа, то, получая отпечаток животной страсти и желания, материя трансмигрирует на более низкий уровень. Невежественные люди легко могут исказить эту истину великой химической лаборатории природы. Но те, кто изучает древнюю доктрину в настоящее время, знают, что Манас, Мыслитель, однажды прибывший на сцену эволюционного периода, никогда не возвращается в более простые формы. Во-первых, потому что он не имеет такого желания, и, во-вторых, он не может это сделать. Так же как клапаны предохраняют сердце, не давая потоку крови двинуться вспять, так и в этой великой системе универсальной циркуляции дверь за Мыслителем закрывается и предохраняет его от регресса. Доктрина Перевоплощения, относящаяся к истинному человеку, учит, что трансмиграция в царства природы, стоящие ниже человеческого, невозможна.
Версия для печати
|
|