|
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Методика совместного изучения Учения | | | |
Методика совместного изучения Учения
Элеанор Шамвэй июнь 2018
С момента основания Храма его члены собираются вместе, чтобы обсуждать Учение Храма.
Основатели организуют официальные Квадраты Храма, чтобы внести порядок и дисциплину в группы по изучению Учения.
Это обычная процедура, внимательно продуманная, создающая сознательную душу или коллективное Я группы, собравшейся вместе. Это не просто уроки, где вам от звонка до звонка учитель что-то вещает по учебнику. Напротив - это скорее осознанное собрание с целью построения энергий на внутренних планах.
Это начинается тогда, когда мы входим в помещение для занятий.
Не надо и говорить, что нам следует делать все возможное, чтобы приходить на занятия за несколько минут до их начала. Это не что иное, как хорошие манеры, проявляющиеся как внимание к другим людям. Если на нашем пути возникает неизбежная задержка, и мы опаздываем, нужно войти тихо, остановиться и послушать, и возможно, в зависимости от происходящего на занятиях, подождать перерыва, а потом тихо войти и сесть в круг, став рабочей частью группы.
Когда мы прикладываем усилия, чтобы наши занятия состоялись, всегда испытывающие силы, которые призывают нас подтвердить делом наши слова о братстве, терпимости, понимании, о том, что надо слушать сердцем и использовать наше ментальное тело, а не позволять ему использовать нас.
Силы испытующие делают свою работу с помощью каждого из нас. В следующий раз, когда вы будете на занятии слушать, как кто-то распространяется о поставленном вопросе, и почувствуете раздражение или негодование по отношению к говорящему, сосредоточьтесь на этом ощущении и спросите его, откуда оно пришло, а потом – прогоните его прочь! Будьте честны с самими собой. Если эти испытующие силы могут сейчас лишить Вас той гармонии, которой Вы стремитесь достичь, они и в будущем станут пытаться сделать это снова и снова. Будьте осторожны!
В нашей Методике Изучения сказано: «Квадраты Храма – это важные точки контакта с миром. Где четверо и более членов храма могут работать вместе в гармонии, там возможны великие результаты».
Вот тут-то нам и следует спросить себя: «Действительно ли я думаю и говорю только то, что приведет к укреплению гармонии, или мне кажется, что я абсолютно прав во всем и буду продвигать мою точку зрения вопреки всему!??»
Нам говорилось, что каждый должен изо всех сил стараться понять предлагаемые мысли и идеи. Произнося: "Я думаю...", "Я чувствую, что…", “Я понимаю, что..” или “Изучая и вчитываясь, я нахожу, что…”, - мы берем на себя ответственность за собственные слова.
С другой стороны - чаще всего – мы говорим: «Учителя говорят…», «В Библии сказано…», «Священники считают…» или даже (избави Боже!) «Главный Хранитель говорит…» - тем самым мы не озвучиваем наши собственные мысли или идеи и чувствуем, что перекладываем ответственность за них с себя на кого-то другого. А ведь это наша ответственность – впитывать и синтезировать то, что мы изучаем. К тому же, постоянно цитируя кого-то, мы на самом деле говорим:
«Вот какой я замечательный ученый – я могу подобрать цитату на любой случай жизни». Возможно, где-нибудь в институте или на бумаге это и было бы к месту, но НЕ на занятиях по изучению Учения, где мы строим сознательное тело устремления на внутренних планах.
Коллективное изучение стимулирует и развивает интуицию, и подобные занятия могут принести замечательные плоды, если на них царит гармония и искреннее желание докопаться до истины, насколько это нам доступно на данном этапе развития, независимо от мнения окружающих. Единственная великая награда, к которой должны стремиться люди, это достижение открытости мышления (сознания). Помните, что Учитель говорит:
«Человеку так нелегко понять, что из двух диаметрально противоположных способов действия могут быть правильными ОБА».
Методика Изучения дает нам восемь указаний для направления усилий нашей группы.
Эти указания могут применяться в любой группе, не только здесь, в Храме.
Давайте рассмотрим их по порядку.
Первое: Изучаемые предметы должны быть ограничены Учением Храма и Наставлениями. Нельзя посвящать занятия каким-либо внешним темам, кроме тех, которые имеют отношение к философскому смыслу обсуждаемого на занятии урока.- Так много интересных сторонних предметов относится к тому, что мы изучаем, все они заслуживают внимания и могут увести нас далеко от темы (В учении мы называем это блуждание вокруг темы «птичьими прыжками с ветки на ветку»). Замечали ли вы, что когда кто-то на занятии делает это, вы ощущаете нечто похожее на раздражение? Это естественное ощущение, но силы раздражения и гнева разрушают ту внутреннюю гармонию, над которой мы с вами работаем. Если мы на самом деле будем честны с самими собой, то, удаляясь от темы занятия, мы заметим едва слышный внутренний голос, зовущий нас скорее вернуться к обсуждаемому вопросу. Конечно, если мы его тут же не поймаем и не подавим собственным голосом самолюбования!
Второе указание говорит: «Во время обсуждения говорящий всегда должен адресовать свою речь к ведущему этого урока.
Если не следовать данной процедуре, образуется пересечение токов в круге, что способствует дисгармонии и символизирует ее. В течение занятия члены не должны говорить друг с другом даже шепотом и не могут покидать помещение без разрешения Внешнего Хранителя». Если внимательно это обдумать, то в этом есть смысл. Если смотреть только с точки зрения нашего земного плана нарушение этого указания является, всего лишь, свидетельством плохих манер, но на внутренних планах результаты этого нарушения четко описаны выше в образе беспорядочных пересечений линий. Когда Внешний Хранитель передает ведение занятия назначенному ведущему, этот человек должен вести занятия до тех пор, пока у него не кончится материал изучения или не истечет время занятия. Нужно помнить, что занятие строится в соответствии с Законом Централизации. На уроках во всем мире программа занятий в основе своей представляет собой применение Правил Распорядка Роберта - системы, при которой каждый имеет равную возможность быть услышанным. Должна быть некая центральная точка, из которой осуществляется управление.
Нам может быть так хорошо вместе, что мы совершим оплошность и начнем разговаривать друг с другом через круг. Это не означает, что мы должны быть торжественны и неподвижны. Просто нам на деле следует применять Закон Централизации, а не только говорить о нем. Смех никогда не повредит коллективу, если, конечно, это не смех над одним из его членов.
Третье указание опять же говорит о гармонии и цельности: "Мысли и комментарии, произносимые на занятии, не являются выражением несогласия или желания противоречить тому, что говорят другие. Это просто разные точки зрения, благодаря которым занятие в целом обогащается смыслом". Мы должны иметь это в виду, когда кто-то излагает противоположную точку зрения, а не отстаивать собственное мнение до победного конца! Именно благодаря разнице точек зрения ткань урока так обогащается, и мы можем столь многое познать.
Следующее указание гласит: "Для высказывания подходят только наблюдения, непосредственно относящиеся к предмету дискуссии". Оно говорит о необходимости сосредоточенности на предмете изучения. Мы должны постараться не выходить за пределы материала урока, а обсуждать задаваемые вопросы. Это помогает внимательно слушать вопросы. Полезно также просить повторить вопрос, если что-то в нем осталось неясным.
Пятое указание: "Личные переживания стоит высказывать только обобщенно и в том случае, если это непосредственно относится к предмету обсуждения. Не следует унижать и критиковать других людей. " Личные переживания важны для каждого, но нужно суметь выделить из них то, что касается непосредственно урока и представить это так, чтобы оно принесло пользу всем. К тому же я уверена, что каждый из нас считает, что в группе нет никого, кто противопоставлял бы себя товарищу, но бывают моменты, когда слушающему может показаться, что мы друг друга критикуем. Следует подбирать слова с любовью и заботой о ближнем, руководствуясь наилучшими побуждениями.
Даже Е.П.Блаватская, говоря с твердолобыми своими современниками, всего лишь требовала от них признать право на существование другой точки зрения, которая тоже должна приниматься в расчет. Учителя говорят нам не принимать то или иное на веру только потому, что они сказали, что это так. Мы должны соизмерять каждое утверждение с нашим внутренним знанием. Если наш внутренний голос говорит, что это правда - значит, теперь это наше. Если нет, стоит оставить это и дождаться момента раскрытия сознания, когда эта истина войдет в наши жизни - в свое время.
Смысл шестого указания абсолютно прозрачен: "Несмотря на то, что среди изучаемого материала много полезного и интересного, предмет занятия должен быть ограничен одним уроком и темами для его обсуждения. Длинных цитат или ссылок на другие уроки или на другие источники информации следует избегать. Важна сосредоточенность и настрой на ту задачу, которая непосредственно сейчас стоит перед вами". Оно повторяет, что мы строим душу этого конкретного занятия, сознательно следуя указаниям ведущих. Только так развивается групповое сознание.
В седьмом пункте Е. П. Б. остроумно подмечает то, о чем мы только что говорили: "Те, кто хочет преуспеть в теософии, абстрактной или практической, должны помнить, что поиск союзников/противников есть первейшее условие провала. Пусть сколько угодно преданных теософов объединяться, станут работать вместе, каждый своим путем, в той или иной отрасли Вселенской Науки, но пусть каждый будет пользоваться сочувствием своего брата или сестры. Да будет так. Тогда мы сможем сказать, что каждый член объединения добился таких больших успехов в постижении священной науки в течение года, каких он не достиг бы в одиночку в течение десятка лет. В теософии нужно соперничество, но не вражда".
Нужно спросить самих себя, поддерживаем ли мы дух вовлеченности и сотрудничества, или нам кажется, что мы-то знаем лучше, чем кто-то, и тем самым питаем наше низшее эго?
Восьмое указание перед нами: "Развитие качества интуиции зависит от мотивации и установок сознания. Внимание к этим аспектам способствует спиральному восхождению. От ученика требуются все его ментальные и психические усилия, чтобы исследовать заданный урок до конца, когда может открыться истинное его значение. Во время обучения ученик должен стремиться освободить свое сознания от предубеждений, полученных по наследству, через образование или от других учителей. Это поможет вместить внутренний смысл Учения, в какие бы слова он не был облечен.
Сознание должно быть сосредоточено как на Учении в целом, так и на каждом предложении каждого урока. Благодаря этому, все самое лучшее из идей, которые Вы унаследовали или получили в результате образования от других учителей, - все это будет синтезировано для вас в Учении". Запомните: то, что Вы вынесли из этого урока сейчас, обогатится и углубится, когда Вы обратитесь к нему вновь. Уроки Учения - это не лекции, которые мы изучили за семестр - и ура! свобода! Каждый раз, когда мы читаем и обсуждаем их, наше внутреннее видение и ощущение обогащается чем-то новым.
Их можно изучать всю жизнь.
Могу добавить, что мы вовсе не обязаны во время занятия убедиться, что наш товарищ понял урок так же, как мы. Помните, Учитель сказал: "Человеку так нелегко понять, что из двух диаметрально противоположных способов действия могут быть правильными ОБА". Тем самым Он просит нас принять на себя урок терпимости и понимания!
Методика Изучения продолжается следующей фразой: "Чтобы сделать это, необходимо, чтобы ученик тренировал привычку к сосредоточенности сознания вне занятий - в обычных делах повседневности. Не может быть поражения там, где искреннее устремление сильно". Если мы идем на урок с наилучшими побуждениями делиться всем самым высоким, что мы постигли на данный момент, та сила, которая нам созвучна, прольется на нас целительным, питательным, просветляющим потоком. (И наоборот!) Это утверждение предлагает воспринимать Жизнь как наш урок.
Однако, если мы на уроках лишь тренируем умственные мускулы, мы упустим суть всего происходящего и фактически зря потеряем это время.
И еще одно указание, которое не было записано, но которое является жизненно важным для тех из нас, у кого есть некоторые неполадки со слухом: пожалуйста, говорите так, чтобы ВСЕ могли Вас услышать. И конечно, каждый из нас должен слушать то, что говорят товарищи. Как еще мы будем развивать принятие разных точек зрения, и обогащать узор нашего группового сознания?
Поразмышляйте о значении указаний из Методики Изучения и о вашей ответственности - до следующего урока. Помните, что иногда самый большой вклад в создание внутренней групповой души вы можете внести тем, что промолчите.
Просто будьте. Излучайте знание о силах равновесия на внутренние планы и сознательно несите всю любовь и понимание, на которые вы способны в данный момент. Учителя знают, что у каждого бывают времена "спада" и времена "подъема", и в некоторых случаях нам важнее просто прийти на урок, а не стремиться что-то сказать. Не следует забывать, что намного важнее то, что мы несем в себе, приходя на занятия, а не то, что мы из наших занятий выносим.
Но раз уж мы здесь, давайте возложим нашу измотанность, раздражительность и прочие наши человеческие чувства на Алтарь и попросим о Помощи - и почувствуем, как эта помощь изливается на нас, пронизывая нас до глубины души.
Так мы станем каналом для этой Силы, и она сможет литься через нас к другим людям и изливаться в мир вокруг нас, пока мы сидит в этом круге Любви. Мы расходимся обогащенными, обновленными и готовыми продолжать Жить. Все это в нашей власти. Давайте начнем прямо сейчас!
Элеанор Шамвэй
июнь 2018
Версия для печати
|
|