| Храм Человечества: История | | | | | | | | | | | |
ИСТОРИЯ
Когда Уильям Г.Дауэр изучал медицину в Нью-Йорке, он заинтересовался теософией, что и привело его к знакомству с Уильямом К.Джаджем. И вот в начале 90-х годов позапрошлого века Дауэр организовывает в г. Сиракузы отделение Теософского Общества, в которое вошла и Франчиа А.ЛаДью. Оба они были борцами за права коренных жителей Америки, индейцев местного племени Онондага. За эту борьбу благодарные индейцы посвятили их в Клан Черепахи.
К 1898 году Учитель попросил Уильяма Дауэра и Франчиа ЛаДью основать Храм. Место для его создания надо было выбрать не просто так, а с учётом силовых линий Земли, благодатной энергетики. Франчиа Ла Дью совершила две поездки в Калифорнию и там нашла район на восточном побережье океана, где в 1903 году в Халсионе и началась духовная работа Храма. К ней присоединились и члены самой первой группы Храма в Сиракузах.
В Халсионе был приобретён просторный трёхэтажный Дом в викторианском стиле. Его превратили в отель и санаторий. Железнодорожная станция, расположенная недалеко от побережья, стала желанными воротами для тех, кто хотел посетить Храм, чтобы излечить свои недуги, духовные и телесные. Со всего света стали приезжать туда люди, чтобы вылечиться от нервных расстройств и туберкулёза, алкогольной зависимости. Километры чудесного пляжа, дюны, неоглядные просторы тоже вошли в число лекарств доктора Дауэра. Жизнь среди этой красоты, рядом с чуткими и добрыми людьми учила гармоничному отношению к природе и к собственной душе.
У Дауэра был также рентгеновский аппарат — первый на Центральном Побережье. Применялись для лечения и новейшие по тем временам методы, в частности, использовались цвет, музыка и электричество. Создавались особые условия для туберкулёзных больных — со спальными павильонами на свежем воздухе, хорошим питанием и лёгкими прогулками. Главное, что все пациенты пользовались одинаковым вниманием, независимо от их материального положения. А для привлечения необходимых средств в журнале Храма «The Temple Artisan» печатались обращения к возможным спонсорам. Потому-то и стоило лечение вместе с проживанием и питанием всего 10 долларов в месяц!
Члены Храма изыскивали и другие возможности зарабатывать средства для существования. Халсион был сообществом, но не коммуной. Его члены жили семьями, которым выделялась в аренду земля. Распределением её занималась Жилищная ассоциация Храма. Одни семьи выращивали сельскохозяйственные культуры, другие — лекарственные растения и собирали цветочные семена, третьи — разводили птицу. Были и такие умельцы, которые работали в Студии керамического искусства, созданной в 1909 году. Образцы этой керамики стали ныне ценными экспонатами нескольких музеев.
Гостиные санатория, а также комнаты в доме миссис Франчиа ЛаДью использовались для учебных классов, служб и различных церемоний. Чтобы продолжить издание ежемесячного журнала «The Temple Artisan», начатое в 1900-м году в Сиракузах, была открыта типография. Её продукция рассылалась по почте членам Храма по всему миру. В Халсионе в 1908 году открылся магазин и почтовое отделение, находящиеся в одном помещении. Они служат сообществу и по сей день. Впоследствии, в 1949 году, и магазин, и почта были передвинуты на полквартала.
В настоящее время сообщество занимает территорию около 95 акров. Площадь увеличивалась по мере приобретения земель. Песчаные холмы здесь были покрыты шалфеем и люпином. Богатая чернозёмом почва позволяла выращивать прекрасный урожай и невероятных размеров овощи. Окрестным фермерам не разрешалось использовать территорию сообщества, что вызывало у них недовольство. Поэтому Жилищная ассоциация Храма разработала план, по которому часть земель городка выделялась под продажу или сдачу в аренду фермерам.
Кустарники и молодые деревца, посаженные когда-то, теперь разрослись и превратили территорию Храма в лесистую местность, защищённую высокими эвкалиптами, аризонскими и монтеррейскими соснами.
Две местные эвкалиптовые рощи стали любимым местом остановок для разноцветных бабочек на их пути в Монтеррей.
Сейчас шалфей и люпин большей частью исчезли, но Халсион по прежнему остаётся волшебным краем цветов. Я так дорожу памятью о тех давно ушедших летних днях, когда пахнущий водорослями океан касался туманом моих волос, когда я бродила босиком по мягкому, тёплому песку или сидела в своей любимой «деревянной крепости», читая о последней тайне Нэнси Дру. И, наверное, духи стихий стояли за моими плечами и окружали меня своей любовью.
Франчиа ЛаДью, наша Голубая Звезда, была первым руководителем Храма, являлась его Главным Хранителем. В 1908 году Храм был зарегистрирован в Калифорнии под названием «Храм Человечества, самостоятельная корпорация». После смерти Франчиа ЛаДью в 1922 году Уильям Дауэр стал следующим Главным Хранителем и принял на себя руководство строительством мемориального Храма Голубой Звезды.
Храм Человечества не относится к какому-то определённому вероисповеданию, среди его членов и друзей — представители самых различных религиозных конфессий и направлений. Ежедневно в полдень мы проводим Службу Исцеления с медитациями и молитвами о здравии и безопасности мира. Воскресные и утренние службы, открытые для всех, включают и причащения, и лекции, и медитации. Содержание этих служб указано Учителем и универсально по своей природе. Члены Храма, желающие пройти определённый курс обучения, всегда могут сделать это. Обучение, служение и неизменная преданность ведут к посвящению в духовный сан, если, конечно, член Храма желает принять его. Священники в Храме не являются посредниками между Богом и человеком, поскольку в нашем Учении ясно сказано, что каждый сам для себя является священником в своих отношениях с Богом. Среди духовных служб, проводимых в Храме, есть и службы по заключению браков, наречению именами, проведению похорон.
«Верования исчезают, Сердца остаются»;
«Поступайте с другими так, как хотите, чтобы другие поступали с вами»;
и «Не судите, да не судимы будете»
— вот три главнейшие заповеди Храма.
Когда в 1937 году умер Уильям Г. Дауэр, миссис Перл Дауэр, его жена, стала Третьим Главным Хранителем. Под её руководством гостиница, построенная в 1930 году для гостей и студентов, постепенно была преобразована в Библиотеку имени У. К.Джаджа. В этом здании теперь находятся также офисы Храма и небольшая квартира для гостей. К 1949 году санаторий был продан, и комплекс Храма принял нынешний вид (площадь примерно 95 акров; в собственности Храма — 30 из 52 домов). В этом сообществе членов Храма, его друзей и соседей — 116 постоянных жителей в возрасте от 1 до 88 лет. Они представляют различные профессиональные группы, имеют разную квалификацию и опыт. Почти все зарабатывают себе на жизнь вне сообщества. Все они высоко ценят дух заботы друг о друге, царящий здесь.
Я сама была ребёнком, выросшим в Халсионе, и порой ощущала, что меня слишком настойчиво опекают, но впоследствии поняла, что это делалось с любовью и большим терпением. Я с радостью наблюдаю, как сегодняшние дети исследуют те же дорогие мне места, строят новые крепости на старых местах и придумывают новые игры, очень похожие на всё то, что мы делали 50 лет назад и что мы, в свою очередь, перенимали у первых детей Храма, которые были нашими предшественниками.
В первоначальную группу членов Храма входили Джон и Агнеса Вариан.
Джон был хиропрактиком и работал в санатории, а Агнеса — первым администратором магазина и начальником почтового отделения. Джон впервые познакомился с Теософией у себя дома, в Ирландии. С группой доктора Дауэра он начал контактировать в Сиракузах, когда эмигрировал в США. Он был глубоко погружён в мир ирландской мифологии, писал замечательные стихи, в которых нашли отражение древние мифы. Каждый день он прикалывал новое любовное стихотворение к игольнику своей жены. В его семье, где было три сына, царили смех и дух приключений. По окончании средней школы и колледжа Расселл, мечтатель, и Сигурд, человек практического склада ума, провели в Халсионе много исследований, которые впоследствии сделали возможным появление радара. Позднее они перенесли свои опыты в Пало Альто и основали фирму «Вариан Электронике». Эрик же остался в Халсионе, обзавёлся семьёй и работал по контрактам в области электротехники по всему Центральному Побережью.
Глубокую связь доктора Дауэра и миссис ЛаДью с культурой американских индейцев можно только тогда по настоящему понять, когда оказываешься среди картин в Университетском Центре. В начале 30-х годов доктор Дауэр попросил художника и члена Храма Гарольда Форгостайна написать картину специально для индейского общественного центра «Гайавата» — тогда только что построенного в Халсионе. Гарольд, который воспитывался в Мичигане, жил тогда в Нью-Йорк Сити. Он обрёл истинный источник вдохновения в произведениях искусства коренных американцев. Он написал картину, о которой просил доктор Дауэр, а затем начал серию больших полотен, написанных маслом и отображающих события из жизни Гайаваты, а также показывающих тот вклад, что внесли индейцы в понимание нами природы: необходимости гармонии между человеком и землёй. Двадцать картин, каждая площадью более четырёх квадратных футов, и центральное панно размером 4x8 футов в настоящее время экспонируются в Университетском Центре. Некоторые из них уже многие годы выставляются в близлежащих городах — Санта-Барбаре, Санта-Марии и Сан-Луис Обиспо.
Гарольд Форгостайн и его жена Каролина в 1940 году переехали в Халсион, где художник продолжал рисовать и преподавать. Он помогал Каролине заботиться о миссис Дауэр и вновь рисовал, рыл котлованы и рисовал, колол дрова и опять рисовал, рисовал и рисовал... Он серьёзно изучал Теософию и Учение Храма и использовал свои немалые знания и опыт в работе Главного Хранителя после того, как миссис Дауэр умерла в 1968 году. Он оставался опытным преподавателем и вдохновителем для всех окружающих вплоть до самого своего ухода, произошедшего в 1990 году. С самого момента своего появления Учение Храма начало распространяться по всему миру. Так, группа Храма в Германии была образована в конце 20-х годов; другая сложилась в Лондоне в 80-е годы; растёт число членов Храма в Западной Африке. Мы не стараемся специально увеличивать число наших членов, а просто отвечаем на все вопросы и предоставляем выбор духовной стези самому человеку и тому «божественному знающему», который живёт в нём.
Оглядываясь назад на достижения Храма в XX веке, я вижу много благодатного: жертвенность, идеализм, преданность, терпимость, знание, радость и любовь. Некоторые люди приезжают в Халсион, ожидая увидеть Утопию, населённую безгрешными существами, и уезжают глубоко разочарованными. Они находят сообщество обыкновенных человеческих существ, наделённых обычными силами и слабостями, но объединённых желанием жить по Золотому Правилу, знающих, что любовь, в конце концов, может превозмочь всё. Это простой идеал, ради которого мы все трудимся. Это то, что питает нас, выявляет лучшее, что в нас есть.
Пятый Главный Хранитель Элеонора Л.Шамвей 3 марта 2000 г.
Версия для печати
|