Возврат на страницу. Рик А. Лондон
Р.Лондон в газете о Храме
 
Теософское общество Халсиона празднует столетие своего Храма.

Непоколебимое спокойствие охватывает каждого, кто входит в Храм Человечества.
 
Расположенное между Оушеано и Арройо Гранде, в городке Халсион (греческое слово, означающее спокойствие), белое здание с небесно—голубыми деталями и колоннами образует треугольную форму на фоне сельскохозяйственных полей и разбросанных предприятий. Место дает передышку от солнца, которое уже светит ярко в 10:30 утра 7 мая. Внутри три ряда стульев стоят лицом друг к другу, из темного дерева с темно-синими сиденьями. В одном углу стоит гигантская арфа ручной работы, в другом - пианино. Во главе зала находится алтарь, а в центре - второй алтарь, сердце Храма, которое бьется каждое воскресное утро. Шесть священников в белых и желтых одеждах склоняются к столу, на котором стоят два подсвечника и металлическое блюдо с пузырьками с жидкостью. Один из них несет курильницу, похожую на католическую кадильницу. 
 
Это Служба Свершения, служба причастия, которая проводится в первое воскресенье каждого месяца. До начала 1970-х годов служба была закрыта для посещения. Постепенно прихожане Храма начинают прибывать в здание, и число прихожан увеличивается до 14 человек. В течение часа один из священников предлагает каждому посетителю блюдо с маленькими стеклянными чашечками для причастия. Жидкость в них бесцветная. "Католики получают вино, а мы - воду", - шепчет жительница Халсиона Карен Уайт, ожидая своей очереди. 
 
Это освященная вода, которую разливают под руководством Главного Хранителя Рика Лондона. Многовековая традиция процветает под бдительным присмотром Духовных Учителей и бывших руководителей Храма, увековеченных на черно-белых портретах, развешанных по стенам помещения, доступ в которое посторонние (не члены) получили лишь недавно. Храм Человечества возник как ответвление Теософского общества в Америке, когда в 1903 году некоторые из его последователей переехали из Сиракуз, штат Нью-Йорк, в округ Сан-Луис-Обиспо. Большинство местных членов Храма в настоящее время живут в домах, разбросанных по всему Халсиону, сохраняя первоначальную структуру города теософского поселения, основанного в начале 20-го века. 

Несмотря на свое давнее существование, Храм Человечества до сих пор окутан тайной. В то время как у Храма 300 последователей по всему миру, многие из которых подключаются к Zoom, чтобы посещать службы, в округе СЛО проживает всего 35 членов, плюс доброжелатели, такие как Уайт, которые активно участвуют в его мероприятиях. Члены Храма не стесняются, хотя и воздерживаются от обращения в свою веру. Страх перед неизвестным, по их словам, создает представления о Храме у местных жителей как о рассаднике колдовства и зловещих практик. Но члены твердо придерживаются Золотого Правила: "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой". Они готовы пролить свет на свою общину, и у них есть только одно условие, если другие захотят узнать больше: просто спрашивайте с открытым сердцем.



Зов Р.Лондона
 
Лондон является шестым Главным Хранителем Храма, после ряда руководителей, которые чередовались между женщинами и мужчинами, первой была Франчия ЛаДью, известная также под именем Голубая Звезда. Этим летом воодушевление в голосе Лондона было ощутимым. 5 августа он был готов впервые возглавить ежегодную храмовую Конвенцию в качестве Главного Хранителя, которая также совпала со 100-летней годовщиной освящения здания, на тот момент еще не имевшего крыши. Он был построен с помощью известного архитектора из Лос-Анджелеса Теодора Эйзена после смерти ЛаДью в 1922 году на деньги, которые она оставила и средства, собранные жителями Халсиона. 
 
Его назвали Мемориальным Храмом Голубой Звезды в честь ЛаДью. "Храм был окончательно достроен в октябре 1924 года, и от 6000 долларов, которые были собраны, осталось меньше доллара", - сообщил нынешний Главный Хранитель Р.Лондон газете New Times 13 июля. "Сейчас было бы чудом, если бы мы смогли покрасить его за 6000 долларов!" Лондон взял на себя ведущую роль после того, как он ушел с поста генерального директора United Way в округе Сан-Луис-Обиспо, так как в декабре прошлого года пятый Главный Хранитель Элеонор Шамвэй ушла в отставку по состоянию здоровья. Р.Лондон и его семья переехали в Нипомо из Нью-Йорка в 1993 году. Интерес его сына к магазину Халсиона познакомил его с обществом через несколько храмовых брошюр. Летом 1995 года, в 23-ю годовщину смерти своего брата, Лондон посетил свое первое служение в Храме. 
 
Участие в короткой Полуденной Службе Исцеления оказало на него глубокое влияние. "На протяжении многих лет я придерживался практики находить особый способ ежегодно вспоминать жизнь моего брата", - написал он в своей июльской речи в Храме "Переосмысление с состраданием". "Похоже, что те первые 20 минут, которые я провел в Храме Человечества, оказали значительное влияние на перестройку моей жизни". Р.Лондон стал постоянным посетителем и стремился учиться у других членов и Шамвэя. Он был свидетелем таких потрясающих моментов, как сближение со своим тогда еще подростковым сыном на собраниях Строители Храма — группе, ориентированной на детей, которая похожа на воскресную школу. Выросший в еврейской семье и в то время женатый на католичке, Лондон сказал, что, наблюдая за выступлением своего сына в Храме, когда ему исполнилось 14 лет, он почувствовал себя так, словно был свидетелем бар-мицвы своего сына или конфирмации. "Мы праздновали Рождуку: Рождество и Хануку", - вспоминает Лондон. 
 
"Мой сын сказал бы, что он Кешью (Cashew = Catholic + Jew)! Повзрослев, он стал католиком, и я благодарен, что у него есть духовная связь с миром". Но Лондон также пережил и спады. Храм и его члены, являются загадкой для большинства жителей местности за пределами Халсиона, и вызывают подозрения. Примерно 15 лет назад Лондон находился рядом с Шамвэем, когда в одно из священных геометрических окон влетел камень, разбив его вдребезги. Кто-то швырнул его в Храм, прежде чем убежать. "Мы подали заявление в полицию, так как мы всегда сообщали о вандализме", - сказал Лондон. "Через неделю Элеонор получила запрос из средней школы Арройо Гранде". Школа помогала нескольким ученикам с проблемными наклонностями лучше адаптироваться в обществе. Когда их просили назвать 10 вещей, которые их пугали, чаще всего в качестве ответа называли близлежащий Храм. 
 
 "Сотрудники школы попросили Элеонор показать им Храм. Ученики подумали, что мы занимаемся колдовством в подвале", - сказал он. Шамвэй удовлетворила просьбу. После экскурсии по подвалу Храма, где были расставлены, несомненно, менее опасные принадлежности, такие как обогреватели, инвалидные кресла и переносные горшки, она объяснила ученикам основные концепции теософии и учений Храма. "Каждый раз, когда я рассказываю эту историю, мне хочется плакать", - сказал Лондон. "Один из мальчиков встал и извинился за то, что бросил камень". Последователи теософии следовали духовному мышлению русского мистика Елены Блаватской. Она объединила элементы философии Платона с христианской, индуистской и буддийской мыслью, а именно о том, что целью человеческой жизни является духовное освобождение и что благодаря карме человеческая душа после телесной смерти перевоплощается. Не связанная никакими строгими этическими кодексами, теософия ценит всеобщее братство и социальное совершенствование. 
 
 В 1898 году члены Теософского общества ЛаДью и Уильям Дауэр продолжили учение Блаватской, создав " Храм Человечества " как духовную практику. Дауэр, врач, основал свою медицинскую практику в трехэтажном викторианском доме, который они приобрели в 1903 году и назвали отелем и санаторием "Халсион". Также часто возникает путаница с названием. Лондон рассказал New Times, что некоторые жители окрестностей Халсиона были убеждены, что Храм Человечества - это то же самое, что культ Человеческий Храм, который возглавлял американский проповедник Джим Джонс в 1950-1970-х годах. 
 
Последние получило международную известность за организацию массового убийства-самоубийства 918 человек в отдаленной коммуне в джунглях в Джонстауне, Гайана. "Люди думали, что мы связаны с ними", - сказал Лондон. "Мы очень уязвимы для влияния. Мы являемся экспертами в том, чтобы принимать все близко к сердцу и делать предположения". Как и у руководителей Храмов до него, у Лондона, как у Главного Хранителя, есть второе имя - Желтая Звезда. Этот цвет имеет глубокие корни в истории его семьи. Мать Лондона пережила Холокост, а его отец был литовским евреем во втором поколении. Обе стороны его семьи бежали от антисемитских преследований, прежде чем, наконец, перебраться в США.
 
"В то время все евреи были обязаны носить желтую звезду Давида. На мой взгляд, желтый - это очень священный цвет, и он был искажен для того, чтобы выглядеть плохо", - сказал он. "Желтый - тоже очень интересный цвет, потому что он имеет негативный оттенок, вплоть до того, что трусы желтые". Но желтый цвет для Лондона имеет двойственный характер. Он также является позитивным. 
 
Он добавил, что древняя мудрость теософии высоко ценит цвета и рассматривает любую религию как результат теософских принципов. "Я не пытаюсь сказать, что теософия - это единственный способ взглянуть на вещи, но мы считаем, что между ними больше сходств, чем различий", - сказал Лондон о религиях. По сути, Лондон хочет, чтобы мир был более духовным, а желтый цвет символизирует привязанность к внутреннему покою, который он обрел в теософии. "Иисус говорил о том, что все, что вам нужно, - это вера размером с горчичное зернышко, а горчица желтая", - сказал он.

Домашняя забота
 
Житель Халсиона Дэмиан Роллисон рос только с учениями Храма Человечества. Пролистывая книгу "Образы Америки" о Халсионе, можно увидеть Роллисона улыбающегося с одной из ее страниц веселым младенцем в 1970 году. "Мои родители венчались в Храме, и я был их первым ребенком, - сказал он. - Я уехал ненадолго, но я действительно вырос здесь и вернулся взрослым". Четвертый Главный Хранитель Гарольд Форгостайн провел церемонию наречения (аналогичную крещению); Роллисон активно участвовал в группе Строителей Храма, будучи ребенком и подростком; пятый Главный Хранитель Шамвэй обвенчал его и его жену в Храме; его собственные дети приняли участие в церемонии наречения; и его мать проводила занятия группы Строителей Храма, пока его дети были рядом. 
 
"Общество Халсиона очень необычно своей способностью сохранять то старинное ощущение маленького общества, где все поддерживают друг друга, заботятся друг о друге", - сказал он. Когда Роллисон был ребенком и состоял в группе "Строители Храма", он вспоминал уроки, которые были посвящены неотъемлемой связи человечества с природой и важности использования ее. Число членов группы "Строители Храма" увеличивается или уменьшается в зависимости от количества детей, посещающих службы. В настоящее время программа приостановлена. Небольшая группа малышей действительно сопровождает свои семьи на храмовые службы — один из них — внук Лондона, - но они еще недостаточно взрослые, чтобы усвоить уроки. Дружеские отношения, которые Роллисон испытывал с другими учениками Храма, не всегда выходили за рамки тесных отношений в Халсионе. 
 
Например, в старших классах один одноклассник насмехался над ним во время урока физкультуры. "Когда я сказал, что живу в Халсионе, он ответил, что все они поклоняются дьяволу", - сказал Роллисон. "Я подумал: "Я думаю, я бы знал это, я же там живу", - и он не желал, чтобы его убеждали в обратном, потому что кто-то так сказал ему, и для него это было правдой". Он добавил, что понимает, почему люди, которые не знакомы с Храмом, могут подумать, что это культ, из-за историй со всего мира о людях, совершающих опасные действия по приказу харизматичного лидера. "Любой, кто действительно приходит на храмовую службу, или на занятия, или знакомится с кем-то из горожан, я не думаю, не смог бы поддерживать это неверное представление в течение пяти минут, если бы на самом деле столкнулся с реальностью", - сказал он. 
 
Книга "Образы Америки", написанная Шамвэй и жителем Халсиона Уайтом, отражает чувства Роллисона. "Некоторые люди приезжали в Халсион, ожидая увидеть утопию, населенную святыми существами, и уезжали глубоко разочарованными", - говорится в предисловии. "Они встретили группу обычных людей с обычными сильными и слабыми сторонами, объединенных желанием следовать Золотому Правилу". Прогрессивные ценности Храма привлекли Роллисона, когда он стал взрослым. Возьмем, к примеру, его взгляд на брак. 
 
Самым важным отличием в проведении свадебной церемонии в Храме является отсутствие фразы "пока смерть не разлучит нас". "Вместо этого у них есть фраза, в которой пара обещает оставаться вместе до тех пор, пока не угаснет их любовь", - сказал он. "Для меня это интересное признание того, что иногда люди меняются, и для этого есть определенные условия". Роллисон вернулся в Халсион после того, как распался его последний брак. 
 
Став взрослым, он жил по всей стране, но скучал по чувству общности в своем родном городе. Он изучал другие религии и даже анализировал атеизм, но во время этих исследований цель теософии - найти то, что объединяет все религии, казалась ему истинной. Как и девиз Храма: "Верования исчезают, сердца остаются".
 
Слои веры
 
Глаза Казначея Храма Марти Фаст расширились, когда она впервые переступила порог Храма Человечества почти 50 лет назад. Это было летом 1975 года, ей было 23 года, и она приехала в Халсион после выступления в "Великой Американской Мелодраме" в Оушено. Фаст, любительница архитектуры, сразу же была очарована. "Я помню, как мой взгляд просто упал на ряд окон", - сказала она 27 июля. "Я просто подумала: "Ух ты!" Это было такое священное место, но оно было таким необычным, и это захватило меня". 
 
Самобытная архитектура Храма по-прежнему вызывает интерес и по сей день. Это место священной математики. Храм Голубой Звезды окружен портиком с 36 колоннами — по 12 на каждой из трех сторон выпуклого равностороннего треугольника. Они символизируют души, достигшие духовной истины, которая скрыта в храме, согласно брошюре о символике храма. 
 
Окна, которые привлекли внимание Фаст, имеют по восемь форточек, символизирующих единение Неба и Земли. Они расположены высоко, символизируя божественный свет, исходящий свыше. Примечательно, что окна застеклены специальным опалесцирующим стеклом, которое придает солнечному свету золотистый оттенок. Фаст, давний директор художественной галереи колледжа Аллана Хэнкока и преподаватель изобразительного искусства, чувствовала себя как дома настолько, что она проработала Казначеем Храма в течение 25 лет и продолжает помогать в проведении Служб. Воспитанная в епископальной церкви, Фаст быстро обнаружила сходство между своей верой и принципами теософии. 
 
Она выросла, узнав о карме и реинкарнации от своих бабушки и матери. "Реинкарнация - это своего рода надежда, и она дает шанс сделать что-то снова. Как человеческие существа, мы растем и учимся на своих ошибках", - сказал Фаст. "Они обе помогли мне сделать Золотое Правило ежедневной практикой". Первой, кто познакомил ее с Храмом, была учительница средней школы Арройо Гранде Фрэнсис Кэмпбелл. Фаст переехала сюда из своего родного города Санта-Мария и работала в компании "Великой Американской Мелодраме" в Оушено. 
 
Фрэнси, как она ее называла, стала для Фаст "открывательницей дверей". Помогло то, что она также была ее первой домовладелицей. "Когда мы впервые встретились, то три часа говорили о Храме и духовности", - сказала Фаст. "Она была моим наставником". Фаст по-прежнему считает себя последовательницей епископальной церкви. Одна вера дополняет другую. Связь между ними заключается в служении. "У меня все еще есть корни [в епископальной церкви], которые, я думаю, никогда не исчезнут", - сказала она. 
 
"Но Храм укрепляет все духовное, что есть в моей жизни. Это подтверждает то прошлое, и никто не должен отказываться от путешествия, которое привело их сюда". Некоторые прихожане прибыли в Храм, совершив путешествия по нескольким странам. Рита Моисеева приехала в Халcион в 1998 году из Нью-Джерси, но впервые она приехала на восточное побережье в 1994 году из Украины из-за русской книги, в которой рассказывалось о теософском сообществе в США. "Вероятно, 99 процентов русскоязычных прихожан [Храма] узнали об этой общине из этой книги, - сказала Моисеева. — Это эзотерический роман, в эпилоге которого упоминается, что это сообщество было основано в Сиракузах, штат Нью-Йорк, а затем они переехали в Калифорнию". 
 
Эта книга — "Две жизни" русской певицы и писательницы—теософа Конкордии Антаровой - побудила Моисееву и ее мужа Сергея Моисеева отправиться на поиски Храма Человечества, как только они добрались до восточного побережья. Посещение музея Николая Рериха в Нью-Йорке свело их лицом к лицу с его директором, и вскоре разговор зашел о Храме Человечества. "Он достал из кармана номер телефона офиса в Халсионе! Это было чудо, и к тому времени мы уже потеряли надежду", - сказала Моисеева. Моисеев, ее муж, позвонил и поговорил с тогдашним Главным Хранителем Шамвэй, которая пригласила их приехать в 1998 году. В конце концов, в 2000 году семья стала постоянными жителями Халсиона. "Знаете, если вы закинете свою идею, вселенная начнет сотрудничать с вами", - со смехом сказала Моисеева. Самый большой подарок, который Храм преподнес ей, — это единство. 
 
Она почувствовала это особенно глубоко после того, как ее муж скончался несколько лет назад в результате несчастного случая, и общество Халсиона объединилось, чтобы поддержать ее. Незадолго до своей кончины ее муж был занят строительными работами на семейном участке. Моисеева не знала, что делать. "Я была в отчаянии; я спросила Элеонор: "Что мне теперь с этим делать?" - вспоминает она. "Это случилось в среду. В ту субботу... пришли все соседи и навели порядок, все починили и убрали". Моисеева рассказала New Times, что никогда не чувствовала себя одинокой благодаря жителям Халсиона. 
 
Сейчас она Внутренний Хранитель в Храме и помогает Лондону организовывать служения. Ее дочь также является членом. "Я не знаю, в каком другом географическом месте я бы пережила это", - сказала она. "Совершенно удивительно, что мы все еще здесь, благодаря тем, кто был до нас. Они сохранили это место и оно все еще существует с тем же намерением".
 
За пределами Халсиона
 
Общество Халсиона может быть тихим, но оно не подпольное. На местном уровне жители выступают за предоставление ресурсов из района общественных услуг Оушено (OCSD). Главный Хранитель Храма Р.Лондон является своего рода фактическим мэром Халсиона, взаимодействуя с OCSD и другими руководящими органами, такими как региональный совет по контролю качества воды центрального побережья "Когда Элеонор дала мне знать, что я буду следовать за ней, я был в основном связан с духовной частью Храма, а не с жилой частью", - сказал Лондон. 
 
"В итоге я стал представлять интересы Халсиона на заседаниях местного регионального совета по водным ресурсам". Лондон начал посещать эти собрания за год до того, как стал Главным Хранителем. Основная причина - найти альтернативный источник питьевой воды для жителей. Первоначальный источник — скважина Халсион, работающая с 1903 года, — с годами все больше загрязнилась из-за повышения уровня марганца. "Затем начали появляться другие химические вещества, в основном из района, который становился все более и более населенным", - сказал Лондон. 
 
"Храму Человечества принадлежал колодец "Халсион", и мы распределяли воду из колодца примерно по 67 домам". Для этого Храму требовалось разрешение, и для поддержания этого разрешения в силе требовалось периодическое тестирование воды в округе. "В последний год или два нам приходилось все больше и больше фильтровать воду, чтобы она соответствовала требованиям", - сказал Лондон. "Дело дошло до того, что нам нужно было найти способ улучшить качество питьевой воды, и именно тогда к делу подключился совет по водоснабжению". В ходе технико-экономического обоснования, финансируемого государством, были найдены альтернативные решения, но большинство из них оказались слишком дорогостоящими для Халсиона. 
 
Доступным решением было получать воду из OCSD и использовать колодезную воду для орошения. В настоящее время жители Халсиона наполняют воду из системы обратного осмоса, которая находится под замком. Они платят небольшую ежемесячную плату за подключение воды. "Я наполнил там много кувшинов", - со смехом сказал Лондон. "Я ожидаю, что мы начнем получать воду [OCSD], вероятно, к 2025 году, что позволит доставлять питьевую воду непосредственно в дом". 
 
Храм также стал известен на уровне штата и на федеральном уровне. Благодаря усилиям Шамвэя и Уайта, подавших петицию, в 2017 году он стал историческим районом, после того как был номинирован на включение в Национальный Реестр Исторических Мест Управлением по Охране Памятников Истории штата Калифорния. В середине августа, через неделю после того, как Лондон посетил Конвенцию в Храме, нынешний Главный Хранитель выразил удовлетворение, предвкушая 100-летие Храма. "Люди поделились своими мыслями по поводу темы Конвенции: Пути Назад Нет", - сказал он в интервью New Times. 
 
"Вы не можете вернуться к тому, что было раньше. Но вы всегда можете вернуться к принципам, к высшим аспектам того, как мы относимся друг к другу". 
 
 Пояснение: Эта история была обновлена, чтобы отразить момент, когда Служба Свершения была открыта для публики.
 
Перевод Амиры Александер

 
©
Cross of Balance
Duality of Heaven and Earth
Страница Храма Человечества
free counters
Работает на: Amiro CMS