Пол Эли Айви, доктор философии, профессор факультета истории искусств Университета Аризоны, провел две лекции в Халсионе. На Международной конференции он выступил на тему: “Дух Дюн: Гармония и Диссонанс, Музыка и Искусство в Халсионе,” и на 113-й ежегодной Конвенции: “Принятие изменений: Социализм, Общество Дом Храма и I Мировая война”. В апреле 2013 г. в издательстве Университета Миннесоты вышла его новая книга «Свет из Халсиона. Утопический опыт в религии и науке».
Николай
Рерих и зачарованный Американский Запад
Пол Эли Айви. Университет Аризоны США
В 1920-х 1930-х годах русский эмигрант Николай Рерих снискал довольно широкую известность в Америке. Его работы публиковались в ведущих периодических изданиях страны, таких как «Нью-Йорк Таймс», «Вашингтон Пост» и «Нью йоркер».
Это
единственный художник, для которого в Нью-Йорке был построен целый небоскрёб. -1( номер сноски)
Важно отметить, что Рерих ясно понимал важность истории человечества, заключённой в произведениях её культуры (вспомним о недавнем целенаправленном
разрушении культурных памятников как способе стирания памяти цивилизаций
Талибаном).
Он был приглашён в Белый Дом и номинирован на Нобелевскую
премию за продвижение идей Пакта Рериха и Знамени Мира, как способа системного
сохранения культурного наследия, даже в ходе войны. Этот Пакт по охране культурных, религиозных и научных учреждений и организаций был подписан в 1935 году двадцатью
одной страной Панамериканского Союза.
Организации, основанные на идеях Николая и Елены Рерихов, распространились по
миру, и к 1933 году было уже 45 обществ поддерживающих их культурную работу в 20
странах. -2( номер сноски)
Рерихи шли по стопам Елены Петровны Блаватской, как и она
предположительно в контакте с духовными Учителями, которые вдохновили современную
теософию, и в частности с Учителем Мория, что привело к появлению книг учения агни-йоги или живой этики. Сегодня я бы хотел представить менее известные факты из жизни
Николая и Елены Рерихов, а именно их влияние на Американский Запад через художников
Группы Транцендентной Живописи (ГТЖ) и влияние учения агни- йоги на членов
теософской группы Храм Человечества в Халсионе, Калифорния в 1920 х 1930 х годах.
Елена
Блаватская, в 1875 году основавшая в Нью-Йорке Теософское Общество, в 1888
году в своём основном труде «Тайная доктрина» признала за Американским Западом, потенциал дающий ему возможность стать местом перерождения человечества в более
духовную расу. Многие в начале двадцатого века верили что художники будут
священослужителями новой расы. -3( номер сноски)
Николай Рерих подтверждал, что «самые
устремлённые и жизненные силы всех наций собрались в Америке», потому что будучи
новой, она не окаменела в своей культуре, а развивалась, особенно в свободном выборе и
принятии духовных путей. Америка могла бы стать домом новой культуры, если бы
американцы сознательно воспользовались этой возможностью. -4( номер сноски) Красота и Знание должны были
стать краеугольными камнями в приближающейся новой эпохе.
Рерих
полагал: « Мы можем разрешить бесчисленные проблемы современных смятений лишь
осознанием Прекрасного и Высшего. Лишь прекрасный Мост будет достаточно прочен для
перехода от берега тьмы на сторону Света ». Он считал, что красота будет общепризнанна
всем человечеством. Как отметил один из его биографов: «Красота это душа любой формы. Она являет совершенство творения, преобразующего Хаос в Космос. Это вечный поток, движение ритм». -5( номер сноски)
Искусство являлось для него проявлением грядущего синтеза, единения
всего человечества.
Рерихи прибыли в Америку морем, по приглашению директора Чикагского
Института Искусства. Они прибыли в Нью-Йорк в конце 1920-го года и отсюда
путешествовали по Соединенным Штатам до начала 1923-го.
По прибытии, художник сделал большую выставку в Галерее Кингор в Нью-Йорке. В период до 1922
года эта выставка объехала 28 городов Америки. Известный художественный критик и
организатор выставки Кристиан Бринтон отмечал: «Доминирующей нотой в искусстве
Рериха является единство-единство цвета формы техники и основополагающего
вдохновения».
Так, сам Рерих говорил, что театральные декорации всецело
навеивались ему серьёзным проникновением как в саму драму, так и в её музыку: «Прежде, чем я пишу декорацию, я заранее знакомлюсь с музыкой и драмой. Когда я усвоил
главенствующую идею, я стараюсь выразить в картине ту же идею и одухотворенность, которые композитор высказал в музыке и автор либретто-в словах. Я творю в согласии с
музыкой; и, так же как композитор избирает тон, в котором он пишет свой мотив, так я
избираю тон цвета или, если можно так выразиться, - ведущий цветовой мотив, который
ложится в основу всей декорации». -6( номер сноски)
Бринтон заключает: «Рерих прежде всего является мастером градации тона, деликатно передающим цветовые контрасты..., и вы не можете не заметить их
мелодичного качества..., подобного хору цвета, гимну в честь той красоты, которая видима
глазом, и той, более глубокой красоты, которая может быть постигнута только духом».
В
ходе своего турне по стране, Рерих также читал лекции по русской истории и культуре, популяризируя также свою теорию образования в области искусства, основанную на
единстве и универсализме культуры, призывая всемерному культурному сотрудничеству.
В 1922 году Рерих работал в Чикаго создавая декорации и костюмы к постановкам «Снегурочки» и «Тристана и Изольды» Чикагской Гражданской Оперы, где познакомился с известной оперной певицей Мари Гарден. Его растущая приверженность к синтезу искусств происходила из опыта работы сценическим оформителем для этих и многих других опер, а также балета Игоря Стравинского «Весна Священная » (1913 год). Эта идея происходила и из представления Рихарда Вагнера, что музыкальные элементы лежат в основе всех искусств и что «объединённое чувство глубокой гармонии» может быть вызвано, когда все искусства будут собраны в одной оперной постановке. -7( номер сноски)
Более того, идея синестезии аудиовизуального восприятия была изложена Василием Кандинским в его книге «О духовном в искусстве» в 1910 году, в которой он сравнил цвета с музыкальными тонами и тембрами.
Раннее Анни Безант и Чарльз
Ледбитер в своей книге «Мыслеформы» также исследовали сложные эмоции, которые, как
они верили, порождались и соотносились с различными цветами. Впечатление от музыки
Вагнера был описан ими как «дивная горная гряда с прекрасным заревом яркого цвета, пылающим великолепием собственного живого света, распространяющего сверкающее
сияние». -8( номер сноски)
Оперы Вагнера исполнялись в театре, где музыка буквально
изливалась из оркестровой ямы, невидимой для публики, что было новшеством композитора. -9( номер сноски)
Приём сокрытия источника музыки, как метод её объединения со сценическим действом и зрительными эффектами, вполне соответствовал теософской идее развития синтеза чувств, который они искренне принимали за показатель развитой духовности. Предполагалось, что такая подача искусства возвышает духовные вибрации человека. Соединение музыки, театра, освещения и изобразительного искусства было весьма актуальным для художников теософов в их поисках абсолютного произведения, которое соединяет все формы искусства воедино, считавших это «могучим фактором в ускорении эволюции настоящей расы». -10( номер сноски)
В 1922 году, в Чикаго, Рерих закончил серию «Святые», основанную на
аскетичном учении почитаемого в России святого Сергия Радонежского, как
«осуществление древней легенды в новом мире Америки», -11( номер сноски) которая, как предполагают
некоторые исследователи, была основана на желании художника «привлечь внимание к
тем универсальным духовным ценностям которые... были забыты американцами». -12( номер сноски) В этих
картинах он познакомил американскую публику с русской историей и фольклором как, как
с духовным путешествием...
Также он написал немало американских пейзажей.
Рерих предпринял путешествие в Нью-Мексико и Аризону и создал там несколько картин, включая гористые пейзажи в районе Санта-Фе,
а также провёл один из летних месяцев на острове Монхиган в штате Мэн, по впечатлениям от которого написал серию «Океан».
включая этот прекрасный, выполненный в
монохромной гамме пейзаж.
Это серия из 15 картин.
Также он создал два знаменитых произведения большого значения в плане видения им будущего Америки и мира: «Мост Славы» и «Чудо».
В «Мосте славы» хорошо узнаётся фигура святого Сергия Радонежского, акцентируемая мостом, созданным северным сиянием. Это метафорический мост между
небом и землёй, который утверждает духовный потенциал, раскрывающий внутренний
смысл художественных произведений Рериха за пределами природных явлений как
таковых.
Сюжет «Чуда» помещён в пейзаж Гранд-Каньона. Как отмечено в
одной из публикаций о Рерихе, его стилю «присуще сияние духовного прозрения. Это не
просто земная красота, с многочисленными деталями; нечто дополняет её нечто вечное.
Это переход от просто физического к вечному аспекту духа». -13( номер сноски)
Идея
Рериха об объединении всех искусств начала реализовываться им в ноябре 1921
года в Нью-Йорке при учреждении Института Объединённых Искусств. Список
преподаваемых предметов подчеркивал его представление о том, что все искусства
взаимосвязаны.
Музыка была здесь представлена Морисом и Зиной
Лихтманами, которые были опытными преподавателями фортепиано.
Информационный буклет пояснял, что Институт был основан с учётом «нужд
американского мира искусства», чтобы вдохновлять учеников на освоение и достижение
мастерства в избранных ими сферах, при понимании и уважении мастерства других коллег
по искусству. «С таким широким подходом, мы можем устремиться к тому времени когда
творцы всех отделений объединят усилия и сразятся бок о бок ради грядущего апофеоза
искусства ». -14( номер сноски)
Приверженность Рериха к синтезу всех искусств являлась и отражением
ключевого теософского принципа о глубинном единстве всего человечества. Это нашло
выражение в девизе Института: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и
нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя
грядущего синтеза. Искусство - для всех». -15( номер сноски)
В следующем 1922 м году для продвижения идей «действенной Красоты»
Рерихом был основан Международный Центр Искусств Корона Мунди (лат., Венец
Мира), провозгласивший «Любовь, Красоту и Действие», как международный язык
единения.
За ним последовали и другие учреждения.
Тем временем, в Чикаго, Рерих встретил молодого художника и
единомышленника Раймонда Джонсона, который позже, в 1938 году в Нью-Мексико, вместе с несколькими другими, разделяющими рериховские идеи художниками войдёт в
Группу Трансцендентальной Живописи (ГТЖ).
О картинах Рериха Джонсон
писал так: «Это самые духовные произведения, которые я когда-либо видел. Я нахожу в
них глубочайшее соответствие своим собственным чувствам и устремлениям ». -16( номер сноски)
Вот ещё одно полотно Джонсона того времени, когда он познакомился с Рерихом и стал использовать его методы.
В 1922 году, Рерих и Джонсон организовали в Чикаго братство художников Кор Арденс (лат., Пылающее Сердце). Предполагалось, что это творческое объединение будет продвигать идею сотрудничества между художниками по всему миру. Это провозглашалось в информационном буклете: «Кор Арденс признаёт искусство универсальным средством выражения и свидетельства жизни. Оно признает феномен одновременного возникновения идеалов в искусстве во всех частях света... ». -17( номер сноски) Но их
глобальные устремления остались нереализованными.
Спасибо за ваше внимание!
Продолжение следует ...
Примечания
Аннотация
Елена Блаватская, в 1875 году основавшая в Нью Йорке Теософское Общество, в 1888 году в своём основном труде «Тайная доктрина» признала за Американским Западом потенциал, дающий ему возможность стать местом перерождения человечества в более духовную расу. Многие деятели начала двадцатого века верили, что священнослужителями этой новой расы должны стать художники. Так, находясь в Соединённых Штатах в период с 1920 по 1923 год и полагая, что Америка может стать домом новой синкретической культуры, Николай и Елена Рерихи создали здесь ряд серьёзных художественных учреждений и организаций.
Николай Рерих создал несколько важных серий картин для Чикагской оперы, а также по впечатлениям от поездок на Юго Запад и в штат Мэн, в которых раскрылся его комплексный подход к развитию мировой культуры. Его развивающиеся идеи единства всех искусств, происходящее из его опыта как сценического художника, осуществились в создании Института Объединённых Искусств, Международного художественного центра (Корона Мунди лат., Венец Мира), братства художников, известного как Кор Арденс (лат., Пылающее Сердце), и, наконец, Музея Рериха.
Также в этот период он встретился и вдохновил своими идеями ряд художников и меценатов, которые в итоге объединились в альянс в Нью-Мексико, чтобы основать Группу Трансцендентной Живописи (ГТЖ), а также художественную школу и галерею Арсуна в Санта-Фе в конце 1930-х начале 1940-х годов.
Довольно значительным стало и влияние Рериха посредством его искусства и учения агни-йоги на сообщество Храма Человечества, теософского поселения в Халсионе (штат Калифорния), которое оказало заметную поддержку их духовным и культурным устремлениям.
Таким образом, доклад посвящён теме влияния Рерихов на Американский Запад.