Пол Эли Айви, доктор философии, профессор факультета истории искусств Университета Аризоны, провел две лекции в Халсионе. На Международной конференции он выступил на тему: “Дух Дюн: Гармония и Диссонанс, Музыка и Искусство в Халсионе,” и на 113-й ежегодной Конвенции: “Принятие изменений: Социализм, Общество Дом Храма и I Мировая война”. В апреле 2013 г. в издательстве Университета Миннесоты вышла его новая книга «Свет из Халсиона. Утопический опыт в религии и науке».
Николай
Рерих и зачарованный Американский Запад
Пол Эли Айви. Университет Аризоны США
Продолжение
В 1924 году объединение
Корона Мунди выпустило издание о Рерихе, где говорится: «С прибытием в Америку, Рерих достиг пика творческой жизни. Его широкие возможности очевидны и его гений
столь простой и в то же время столь величественный побуждает его к новым действиям». -18( номер сноски)
Кор Арденс и Корона Мунди были предназначены для объединения художников и
деятелей искусства при поддержке Института с его исключительной учебной программой, и, в конечном, итоге Музея Рериха, как основного хранилища его произведений. То были
годы самой энергичной работы Рериха в Америке, которая включает и формирование
первого неформального объединения последователей учения агни-йоги в Нью-Йорке.
При отбытии в 1923 году в Индию, Рерих оставил Институт и Музей на
попечение супругов Лихтманов и своего сотрудника и мецената брокера, с Уолл Стрит, Луиса Хорша, который стал основателем и президентом Музея Рериха, а также
финансировал Центральноазиатскую экспедицию художника и строительство огромного
здания для основанных им учреждений и организаций.
Успех Рериха достиг наивысшей степени в 1929 году с открытием Мастер-Билдинга небоскрёба, в стиле арт деко, спроектированного Харви Корбетом. Новое здание
вместило в себя институт, лекторий, библиотеку и столовую для преподавателей и
студентов, с квартирами на верхних этажах. Здесь же продолжил свою работу и Музей
Рериха, который устами своих создателей провозглашал: «Мы, Попечители Музея Рериха, настоящим приносим наш дар народу Америки с глубокой убеждённостью, что
вдохновенное послание Рериха принесёт этой стране новую красоту и его призыв к новому
братству людей добавит славы настоящему и будущему Америки». В своём послании
Музею президент США Келвин Кулидж выразил надежду, что «все ожидания
относительно его служения американскому искусству смогут быть полностью
осуществлены». -19( номер сноски)
В 1929 году, Рерих пригласил к преподаванию в своём институте
художника Эмиля Бистрама. -20( номер сноски) Это был ученик Ховарда Жиля сведенборгианца,
который преподавал теорию динамической симметрии Джея Хэмбриджа, основанную на
золотом сечении, или «божественной пропорции», предположительно древней системе, в
которой целое пропорционально отражается в своих частях, становясь каркасом
«геометрически созданным для создания непрерывности течения, ритма и гармонии в
художественных произведениях ». -21( номер сноски)Жиль Ховард порекомендовал Бистрама в Институт
Объединённых Искусств, где сам уже работал, для совместного создания трёхгодичного
курса изобразительного искусства.
Будучи приверженцем динамической
симметрии, Бистрам верил в универсальное единство всего сущего (всех вещей) и верил в
то что изобразительное искусство должно делать больше, чем просто порождать
эстетические эмоции.
На его взгляд оно должно пробуждать более глубокие
чувства и интуицию, внося таким образом «значительный вклад в развитие нашей
культуры и цивилизации ». Активно используя золотое сечение, он верил, что его
произведения производят особое положительное влияние на своего зрителя. Он говорил: «Я убеждён, что искусство предназначено раскрывать сознание и таким образом выводить
его к более широким горизонтам воображения и опыта, более высокому
интеллектуальному восприятию, без которого не может быть настоящего движения в
развитии человека ».
- 22( номер сноски)
Самым
важным в путешествии Рериха по Американскому Западу стал для него опыт
полученный в Нью-Мексико.
Рерих посетил этот штат в 1921 году в том числе
для ознакомления с культурой индейцев-пуэбло, чтобы проследить наличие базовых
элементов универсального единства человечества в его древнейших культурах. Здесь он
встретил доктора Эдгара Хьюита, антрополога, который участвовал в создании ряда
ведущих музеев и исследовательских институтов в этом регионе, а в последствии стал
почётным членом руководства Корона Мунди и других рериховских учреждений в Нью-Йорке. Рерих сопровождал его на местные археологические раскопки и посетил
церемониальные танцы в нескольких индейских пуэбло.
В лекции «О пользе
Красоты», прочитанной в галерее Арсуна в Санта-Фе, Хьюит соотносит своё понимание с
видением Рериха: «Великий русский художник- философ, Николай Рерих, утверждает что
искусство объединит человечество... Европейский, американский и восточный мыслитель
мирового уровня, он провозгласил искусство мировой объединяющей силой. Я полностью
согласен с идеей Рериха, понимая конечно, что искусством является всё, что привносит
красоту и гармонию в жизнь людей. Искусство, которое этого не делает, не должно называться
таковым. Уродство вражда пропаганда ещё одно отвратительное понятие не
принадлежат к сфере искусства ». - 23( номер сноски)
Рассказы Рериха из этого путешествия настолько впечатлили Бистрама, что
в 1930 году он на несколько месяцев отправился в Нью-Мексико, а затем и перебрался туда
в 1932. - 24( номер сноски) Бистрам, вслед за Рерихом верил, что для универсального постижения
необходимо вникнуть в древние формы и синтезировать их суть в новом искусстве. -25( номер сноски)
Тем временем, в 1925 году Санта-Фе посетил Луис Хорш, директор Музея
Рериха, также для приобретения в его коллекцию картины Раймонда Джонса «Земные
ритмы». Джонсон переехал в Санта-Фе из Чикаго в 1924 году и позже присоединился к
Бистраму в создании ГТЖ, приведя с собой и других членов, как например Дэйн Рудхайер
в 1938 году.
Рудхайер встретился с Бистрамом в 1930 году, когда читал серию
лекций в Музее Рериха. Лето 1938 года он проводил в Нью-Мексико, где и встретил
Раймонда Джонсона, после чего стал писать для ГТЖ. Рудхайер привлёк к группе Агнес
Пелтон, которая начала изучать учение агни-йоги с начала 1930 года и в том же году читала
лекции в Музее Рериха.
Итак, к моменту основания ГТЖ, которая активно работала с 1938 по 1942
год, четверо из десяти членов группы были близко знакомы с Николаем Рерихом и его
идеями, Раймонд Джонсон встретил его первым, Бистрам преподавал в его Институте, Дейн Рудхайер и Агнес Пелтон были последователями учения агни-йоги. «Художественная форма, которая является-формой силой, не разговаривает с тобой, она
делает с тобой нечто», писал Дейн Рудхайер. Для этих художников искусство должно было
пытаться вовлекать человека в сферу активной, динамичной духовности в нашем
ординарном мире.
Главной целью ГТЖ было использование цвета и абстрактной
формы, иногда волнообразной и биоморфной, часто геометрической, чтобы выйти за
пределы внешнего проявления физического мира.
Для них обретение, выявление
и выражение новых форм открывало более глубокие духовные смыслы и ритмичные
вибрации, способные к взаимодействию с ментальным и интуитивным планами
человеческого сознания. Природа и её основные силы представляли для них совершенную
красоту, и они пытались изображать эти позитивные стихии. -26( номер сноски)
Агнес Пелтон познакомилась с художниками единомышленниками, Бистрамом и Джонсоном через Рудхайера. Её «Указующий» (« Intimation ») и
«Воспламенённая» (« Barna Dilae ») являются, пожалуй, наиболее духовными образами, вдохновлёнными агни-йогой Николая и Елены Рерихов. Увлечение учением агни-йоги со
стороны Пелтон было обусловлено возможностью развития потенциальных человеческих планов
бытия за пределами материального, опытом, который она получила в медитации и
активном созерцании пустыни близ Касидрал-Сити в Калифорнии, куда она переехала
жить.
Изумительная цветовая палитра и светимость этих произведений сегодня
столь же прекрасны, как и когда они получили признание в газете «Сакраменто Ньюс» в
1944 году: «Она столь прекрасно использует цвет, что кажется буд-то некоторые картины
лучатся светом своих красок ».
Этот свет как бы проявляет те энергетические
поля которые по учению агни-йоги являются частью всего сущего, объективного космоса
снаружи и субъективно- интуитивного человеческого духа внутри. Картины Пелтон, работают как персонализированная форма трансцендетного творчества, производя ту
духовную энергию, которая, как предполагали Кандинский и Рудхайер, «совершает с
тобой нечто», а не просто представляют уже существующие идеи или предметы.
В таких картинах как «Блаженный» Пелтон выразительно проявляет свою веру в то что «искусство проводит космические энергии объективного мира через цвет и свет которые переживаемы больше чем видимы ». -27( номер сноски)
Следующим важнейшим претворением идеалов Рериха в искусстве стало
создание Арсуны (своеобразное сокращение от «искусство едино»). Эти галерея и школа
искусств были основаны на рериховском принципе единства всех искусств. Их создал
Клайд Гартнер в Санта-Фе в 1937 году, вслед за тем, когда Институт Объединённых
Искусств закрыл свои двери в Нью-Йорке. Арсуна закрылась в 1942 году, примерно в то
же самое время когда была распущена ГТЖ. Арсуна выставляла картины Рериха в одной
галерее, а местных художников из Санта-Фе - в другой. Она же стала центром
деятельности ГТЖ. Гартнер был успешным нефтепромышленником из Оклахомы.
Его
жена собрала большую коллекцию картин Рериха с помощью Мориса Лихтмана, который
являлся вице-президентом Музея Рериха, горевшим желанием распространить «евангелие
Рериха» на Американском Западе. Лихтман присоединился к основанию Арсуны и
переехал в Санта-Фе, чтобы возглавить музыкальное отделение. Активно концертируя в
Санта-Фе, он зажёг устойчивый интерес к классической музыке в этом регионе который
не угас и по сей день. -28( номер сноски)
Следуя примеру рериховского Института Объединённых Искусств, Арсуна
включила в свою программу несколько различных дисциплин. Её учебный план
пред полагал «не оказывать предпочтения преподаванию какого-либо из искусств». Преподавательский состав изобразительного искусства включал известных художников
обеих школ - академической и абстрактной. Как сказал поддержавший создание этой
школы Хьюит, драматурги, музыканты, писатели, поэты и художники «создают аккорд жизни, которая является общей для всех нас», и только они могут «наполнить
цивилизованный мир гармонией...
Если бы мы только смогли по - настоящему узнать друг
друга, не стало бы никакой нужды в армиях ». -29( номер сноски) Таким образом, Арсуна следовала
философии Рериха: «Искусство нашего времени во всех его формах необходимо для
сохранения современной культуры. В каждый период истории были школы, бескорыстно
преданные продвижению творческой жизни человечества. Арсуна прилагает усилия к
сохранению живого духа развития в искусстве »... -30( номер сноски)
Ещё одна немаловажная взаимосвязь была установлена посредством
растущего влияния идей и духовного учения Николая и Елены Рерихов - учения живой
этики или агни-йоги. К 1923 году, основанный на идеях теософии, Храм Человечества
перебравшийся в 1903 году на центральное побережье Калифорнии, после того, как был
основан в Сиракузах (штат Нью-Йорк) в 1989 году доктором Уильямом Дауэром и
духовидицей Франчией ЛаДью определил «изучение и практику искусства по основным
направлениям» одной из своих основных целей. Эти люди стремились показать, «что
искусство служит практическому применению человеческих познаний ко благу и
процветанию ». -31( номер сноски)
С ростом влияния учения агни-йоги в эзотерических кругах в конце 1920-х годов, искусство Николая Рериха и их записи с Еленой Рерих всё больше и больше рассматривались «сонаправленными» с духовным учением Храма Человечества. Елена Рерих порой цитировала Учение Храма и одобрительно высказывалась о Франчиа ЛаДью, Голубой Звезде, признавая, что она была избрана Братством Махатм в качестве духовного посредника, и побуждала своих учеников к признанию Учения Храма, утверждая, что через Франчиа ЛаДью и Уильяма Дауэра Учителем Иларионом было дано замечательное Учение, которое «ни в чём не расходится с книгами Живой Этики ». -32( номер сноски)
В июле 1924 года, через Франсис Грант, исполнительного директора Корона Мунди, Храм Человечества получил дар от Музея Рериха. Это была небольшая картина Рериха «Храм близ Новгорода». -33( номер сноски) Президент музея, Луис Хорш, писал: «Эта картина с изображением символа народного поклонения послужит украшением стен того Храма Новой Эпохи, которому вы и ваши соратники приносите так много самоотверженных усилий для его воздвижения ».
В тот момент члены Храма завершали постройку мемориального храма науки, философии и религии в честь Голубой Звезды в Халсионе, и картина Рериха действительно «украсила его стены и была предметом большого интереса». -34( номер сноски)
В последнем выпуске 1924 года регулярное периодическое издание этого сообщества «Темпл Артизан» опубликовало статью Ф. Грант «Основы искусства». -35( номер сноски) Следуя Рериху, она выступала за понимание искусства как универсального воплощения Духа, чья Красота отражает гармонию динамики сил природы, сложенную самой вселенной. Великое искусство говорит с духом, и великий художник, в гармонии с сердцебиением человечества и подчиняясь внутреннему голосу и видению, выступает вестником просвещения и глашатаем религии будущего, порождаемой истинной красотой. -36( номер сноски)
Сам Рерих отправил послание к тринадцатому съезду Храма 1929-го года и, выразив сожаление о невозможности присутствовать лично, написал, что посылает своё приветствие «с пылкими и искренними пожеланиями единства и развития вашей организации».
В 1930-х годах «Темпл Артизан», часто публиковал заметки и обзоры о новых изданиях агни-йоги, включая воодушевляющий очерк о книге Рериха «Твердыня Пламенная», заявив, что на её страницах содержится «Призыв к Великому Единению» и «настоящий кодекс этики для всего мира культуры». -37( номер сноски)
На страницах этого издания было опубликовано и несколько эссе Рериха.
Также Дауэр и Рерих вели личную переписку. В одном своих писем Дауэр писал: «Храм всегда был един с Вами, и тем, что Вы отстаиваете в своём сердце и духе ». -38( номер сноски) В этот период Музей Рериха в Нью-Йорке поддерживал тесные связи с Храмом в Халсионе. Так, в 1930 году из 200 изданий, предлагаемых книжным магазином Храма, 17 были выпущены в свет Музеем Рериха.
Храм Человечества также поддержал Пакт Рериха. «Темпл Артизан» опубликовал соответствующее заявление в последнем выпуске 1931-го года.-39( номер сноски)
Интересно отметить и внешнее сходство Мемориального Храма Голубой Звезды в его плане со знаком Знамени Мира. Рериховский знак символизирует единство прошлого настоящего и будущего в круге вечности, а также науки и религии и искусства в сфере культуры, а Мемориальный Храм Голубой Звезды символически выражает синтез науки, религии и философии, объединённых в форме треугольника Рёло (треугольник образованный от пересечения трёх равновеликих окружностей).
Таким образом, и Знамя Мира и Храм Голубой Звезды являют нам символ Триады, различным образом представленной в богословских и сакральных образах всех мировых религий.
Оставленные Николаем Рерихом идеи и сегодня продолжают распространять свои высокие идеалы красоты и единства что показывают свидетельствующие о его влиянии на американское искусство выставки последних лет, как например «Очарованная Современность: теософия, искусство и Американский Запад» -40( номер сноски) и «Агнес Пелтон: Трансценденталист пустыни», которая широко путешествует по Соединённым Штатам. -41( номер сноски)
Деятельность Рериха на Западе США оставила здесь глубокое и до сих пор актуальное понимание способности искусства очаровывать, просвещать и объединять. Не случайно он стал крупнейшим авторитетом для американского абстрактного искусства вплоть до Второй Мировой Войны.
Сегодня, когда вера в красоту искусства кажется уменьшилась в пользу его провокационных возможностей, особенно важно осознавать, сколь драгоценна наша чистая, хрупкая и прекрасная голубая планета, с её культурным многообразием, подобно обновлённому видению чуда Вселенной, и помнить все знаковые образы Земли из космоса. Вспомним же слова первого человека в космосе Юрия Гагарина. 12 апреля 1961 года на высоте двухсот миль над родным домом он так записал свои впечатления: «Лучи его [Солнца] просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха! ». -42( номер сноски)
Спасибо за внимание.
Примечание.
Аннотация
Елена
Блаватская, в 1875 году основавшая в Нью Йорке Теософское Общество, в 1888 году в своём
основном труде «Тайная доктрина» признала за Американским Западом потенциал, дающий ему
возможность стать местом перерождения человечества в более духовную расу. Многие деятели
начала двадцатого века верили, что священнослужителями этой новой расы должны стать
художники. Так, находясь в Соединённых Штатах в период с 1920 по 1923 год и полагая, что
Америка может стать домом новой синкретической культуры, Николай и Елена Рерихи создали
здесь ряд серьёзных художественных учреждений и организаций.
Николай
Рерих создал несколько важных серий картин для Чикагской оперы, а также по
впечатлениям от поездок на Юго Запад и в штат Мэн, в которых раскрылся его комплексный
подход к развитию мировой культуры. Его развивающиеся идеи единства всех искусств,
происходящее из его опыта как сценического художника, осуществились в создании Института
Объединённых Искусств, Международного художественного центра (Корона Мунди лат., Венец
Мира), братства художников, известного как Кор Арденс (лат., Пылающее Сердце), и, наконец,
Музея Рериха.
Также в этот период он встретился и вдохновил своими идеями ряд художников и
меценатов, которые в итоге объединились в альянс в Нью-Мексико, чтобы основать Группу
Трансцендентной Живописи (ГТЖ), а также художественную школу и галерею Арсуна в Санта-Фе в
конце 1930-х начале 1940-х годов.
Довольно значительным стало и влияние Рериха посредством
его искусства и учения агни-йоги на сообщество Храма Человечества, теософского поселения в
Халсионе (штат Калифорния), которое оказало заметную поддержку их духовным и культурным устремлениям.
Таким
образом, доклад посвящён теме влияния Рерихов на Американский Запад.