Пол Эли Айви, доктор философии, профессор факультета истории искусств Университета Аризоны, провел две лекции в Халсионе. На Международной конференции он выступил на тему: “Дух Дюн: Гармония и Диссонанс, Музыка и Искусство в Халсионе,” и на 113-й ежегодной Конвенции: “Принятие изменений: Социализм, Общество Дом Храма и I Мировая война”. В апреле 2013 г. в издательстве Университета Миннесоты вышла его новая книга «Свет из Халсиона. Утопический опыт в религии и науке».
Пол Эли Айви, Аризонский университет
Джон Осборн Вариан
Прохладным вечером в начале августа 1914 года члены теософской группы под названием «Храм Человечества» представили мистерию друидов «Котел Богов» на территории отеля и санатория Халсиона. Присутствовало четыреста (400) восторженных зрителей. Это была амбициозная программа, включавшая сольную, квартетную и хоровую работу с музыкальным сопровождением, Священника-переводчика, одетого в развевающиеся белые одежды, с соответствующими волосами и длинной бородой, который вел аудиторию через мифическое здание Котла Света, Кельтскую историю творения. В его мистическом аспекте и сочетании музыки, театра и эффектов, члены Храма вместе с другими теософами верили в соединительную синестезию, которую они искренне восприняли как показатель развития духовности. Это объединение музыки, театра и света имело отношение к художникам-теософам в их поисках Gesamtkunstwerk, тотального опыта, объединяющего все формы искусства в полное единство, которое считается «мощным фактором в ускоряющейся эволюции нынешней расы». ».
Затем последовали другие мистерии. Показывая то, что, несомненно, было в то время «впечатляющим цветом и огненными эффектами», включая жуткие зеленые огни, химические вспышки, фейерверки и пылающие факелы, толпа была ослеплена созданием огненного котла добрым богом Дагдой (DAG DA).
, мифически связанным с естественными временами года на Земле, чья Арфа Жизни и ее музыка вызвали к жизни все сущее. «Он — Бог того, что происходит», — сказал своим читателям журнал группы Temple Artisan. Когда его арфа играла, например, «весеннюю музыку», «цветы вырастали из земли, и деревья покрывались своим чудом зеленой красоты». . . . “В этой мистери также содержится учение о семи принципах Человека и Космоса, -- писал Artisan.
Это драматическое изложение теософских идей в сочетании с новой интерпретацией кельтского мифа было написано ирландцем и калифорнийцем Джоном Осборном Варианом, писателем, поэтом, мистиком, изобретателем и массажистом в санатории группы Halcyon. Вдохновленные теософией работы Вариана прославляли эпические качества ирландских мифов, его вера в духовное развитие отражалась в величии природы, а его работы отражали то, что один редактор назвал «смелой оригинальностью и суровым величием Уолта Уитмена».
В отличие от оккультных рассказов Блаватской, произведения Вариана воплощают в себе оккультное мышление, подчеркивающее эволюционные процессы, происходящие в природе, оживляемые его поэтическими интерпретациями ирландской и даже индейской мифологии.
Кульминацией его исследований стал грандиозный и пока еще неопубликованный 7-томный эпический шедевр ирландского мифа «Банба путей», чья тема развития ирландской и валлийской мифологии последовала примеру дублинских теософов, таких как Джордж Рассел, известный как АЕ. Сегодня я хотел бы кратко рассказать о художественном вкладе Джона Вариана посредством сочетания образов природы и ирландского мифа, которое оживляет его работы.
Блаватская писала, что теософия «доказывает необходимость абсолютного Божественного Принципа в природе». Анни Безант, цитируя ее, писала, что оккультизм — это «изучение Божественного Разума в природе». «Внутри, а не снаружи природы находится движущая причина, ВЕЛИКАЯ ДУША», — писал писатель-теософ Джирах Бак. Более того, эти «скрытые энергии» в Природе были познаны во внутренних мирах разума и эмоций. Многие теософы, в том числе Вэриан, считали, что литература, театр, опера, изобразительное искусство, диссонирующая музыка — все это средства для «ускорения эволюции», для «поднятия вибраций» человечества.
Синестезия создала пространство, в котором «движущая причина» или «оживляющая сила» могла быть временно обнажена и узнана; подумайте о знакомых мыслеформах Безант и Ледбитера (LED BETTER). В одной беседе в мастерской художника, записанной на Теософском форуме 1904 года, «разговор зашел об отношении звука к цвету. Мы поймали себя на том, что говорим о тоне цвета и о цвете тона, как будто это два вида одного и того же». Они рассуждали, что музыка человечества была частью того, что «так обильно проявляется повсюду в природе, в шелесте листьев, журчании ручьев, звуках волн не меньше, чем в пении соловья или пересмешницы. . . .От грохота грозы и сильного центрального тона больших рек и водопадов, до визга сверчков и кузнечиков. . . . Везде говорит душа природы, а слушает родственная душа в нас».
Идея была в том, чтобы «заглянуть внутрь» дверей, «открывающихся внутрь». Теософия как «ключ» открывала двери «разума и сердца внутрь [,] в великолепные просторы мудрости и понимания». Как слушатели музыки и зрители искусства и театра, мы «входим внутрь, как бы через многие двери», чтобы пробудить внутренние чувства, где «песня, певец и слушатель… . . слились воедино». Стремление внутрь, «в мир самого чувства» определяло мистический опыт искусства. Книга стихов Джона Вариана, изданная посмертно в 1934 году, была метко названа «Двери внутрь».
Американская теософия нашла своего поэта-натуралиста в Джоне Вариане.
Его товарищи-халсионцы описывали его как «ирландца утонченного типа, сердце которого пылает любовью к Ирландии».
Он был крупным автором журнала Temple Artisan и написал несколько сборников стихов и мифологии. Через образы природы Вариан стал частью широко распространенного теософско-вдохновленного мантомантического движения, основанного на растущем понимании того, что зеленая Калифорния была местом возникновения новой цивилизации, которую многие теософы считали новой или, по крайней мере, суб «Коренной расой»,которую родит сама Природа.
Ирландский миф, с уникальностью ирландской идентичности как подлинно древней и мистической, был источником многих произведений Вариана, отточенных, когда он был членом Дублинской теософской ложи, а также коллегой и другом писателей У. Б. Йейтс и Джорджа Рассела. Оккультизм воодушевлял их всех «верой в то, что в Ирландии до сих пор сохранились следы древней естественной религии, которая когда-то была мировой». И теософские надежды на Ирландию были упорные.
Во время теософского крестового похода Кэтрин Тингли в 1896 году ирландские газеты сообщали, что американские теософы предсказали, что Ирландия станет правителем Европы и что «древняя слава этого мистического острова будет восстановлена».
Вариан определенно был с этим согласен.
Немного предыстории. Джон Вариан родился в Дублине 23 июня 1863 года.
Он происходил из семьи Исаака Варианов, которые процветали в Корке и Дублине, занимаясь изготовлением кистей.
Семья «породила музыкантов, писателей, художников, ремесленников и торговцев, которые также были политическими и общественными деятелями и религиозными вольнодумцами. (Один из его предков, Ральф Вариан, опубликовал сборник уличных баллад, популярной поэзии и домашних песен). Варианы девятнадцатого века были унитариями, ирландскими националистами и активными членами дублинского интеллектуального круга». Их компания была частью широко распространенного в конце 19 века движения по созданию символического национального бренда для ирландских товаров.
Вариан женился на Агнес Диксон в 1892 году, и они вместе вступили в Теософское общество в Дублине (по совету Безант), а Джон был принят в Восточную школу теософии в августе 1893 года. Он был секретарем Общества в Дублине. к январю того же года; и он, и Агнес вместе с Йейтсом и Расселом (AE) выступали на учебных занятиях с конца 1892 по середину 1894 года, когда Варианы переехали в Соединенные Штаты из-за конфликтов на фабрике по производству щеток и из-за астмы Джона. Когда в 1898 году у них родился первый сын, они назвали его Расселом в честь поэта.
Дискуссии о мистицизме и изначальном ирландском духе исходили из Дублинской ложи, когда они прославляли кельтские истории древней Ирландии, часто встречающиеся в влиятельном журнале The Irish Theosophist, издаваемом с 1892 года. Как выразился один историк, ложа « был интеллектуальным плавильным котлом, из которого укрепились истинные и твердые элементы национальности, а шлак был потерян». В начале 1899 года, вскоре после переезда в Соединенные Штаты, Варианы присоединились к новому теософскому движению Храма, базирующемуся в Сиракузах, штат Нью-Йорк.
Они переехали туда, и Джон работал массажистом в турецкой бане, пока она не закрылась в 1902 году. Сиракузский врач Уильям Дауэр и духовный лидер Франчия Ладью основали Храм в ноябре 1898 года. Считая себя истинными преемниками американского теософского лидера Уильяма Куана Джаджа. , они переехали в Калифорнию в 1903 году, чтобы создать Halcyon, где они надеялись продемонстрировать практичность общинных экономических идеалов и предоставить место в идеальном природном окружении, которое духовно вдохновило бы человеческое сознание. Музыка, театр, поэзия, архитектура и изобразительное искусство стали динамичным выражением духовной энергии Христа, созидательной, эволюционной духовной силы, которая, как они верили, текла сквозь человеческий опыт посредством Природы, повышая «вибрации» человечества.
Варианы также переехали в Калифорнию, в Пало-Альто в начале 1903 года, и Джон открыл кабинет хиропрактики. Они сформировали филиал Храма под названием «Храмовый Квадрат» в Пало-Альто, в котором приняли участие «профессора и студенты из Стэнфорда, писатели, художники, музыканты, местные бизнесмены и профессионалы, а также отдельные мечтатели и идеалисты».
Как выразился один ученый: «Группа наслаждалась музыкой и разговорами о политике, социальных реформах, экономике, психологии, ирландской мифологии и британо-ирландских отношениях. Когда они слушали, как Джон поет старые ирландские песни на английском и гэльском языках, которые были запрещены в Ирландии, и рассказывает истории об английской жестокости и ирландском мученичестве, они впитывали его сильный национализм».
К 1906 году в Ирландии была опубликована книга Вариана «Ойсин (О-ШИН) Герой», частично посвященная Джорджу Расселу и поэту и ирландскому мифологу Элле Янг. В нем он «теософизировал» (простите за выражение) многие истории из традиции ОШИН, используя образы природы, чтобы оплакивать потерянных мифических воинов: “. . . Когда ты слышишь, как музыка проходит сквозь все вещи, как серебряная струна, вырастит дерево для дрозда и цветок для пчелы, и когда вы чувствуете музыку, которая поет сквозь всю жизнь [,] выражая полную душу матери - это Фионн (FEE-UN) в его мудрости. . . . . . .Вы [,] кто слышит звук растущих деревьев, кто знает мистический огонь, проникающий сквозь их внутренние части, чтобы питать внешние, кто с удивлением и восторгом видит сияние в каждом листе. . .
Еще одно выражение эволюционной Жизненной силы взято из Temple Artisan, из притч Иисуса: «Как растет горчичное зерно? Создает ли оно ментальные концепции и модели, в которые нужно расти? . . .или оно просто расширяется под теплым солнцем и склоняется к холодному ветру, в зависимости от того, . . .во все времена, на своей душевной силе и своей матери-природе. Его идеал надежно заключен в его сокровенном зародыше — его монаде. . . Оно не может понять своего окончательного развития; оно не стремится формировать его. . . . У нас нет веры как у горчичного зерна. . . пока душа снова не заплачет в агонии о реалиях жизни, и... . . снова обратится к своему Божественному Зародышу внутри. И дорогая Мать-Мир снова берет маленького странника под свои крылья, питает его собственными жизненными силами, дает ему ветер и холод, и печаль, и смерть, и радость жизни. И вот Блудный сын возвращается в Природу, в свой Отчий дом, — и маленькая душа с непобедимой верой растет вечно, покоясь в любви своей Матери и в заботе своего Отца».
Вариан также разделял приверженность Храма к пониманию мифов коренных американцев как примеров древних теософских истин, что соответствует его представлениям о древней Ирландии. Его короткая книга «Тирава» (1930) была «космическим генезисом цикла . . . Индейский миф, оформленный . . . передать их Белой Расе». Вариан и другие теософы считали, что на Западе «рождается новая раса», а в 1913 году Безант указала, что ее происхождение будет связано с «природой и климатом». . ...почти наш идеал Рая, то есть Нижняя Калифорния. Вариан думал, что она будет «совершенно отличной от природы Атлантики», и китайцы, японцы и австралийцы «оставят на ней свой живой след…». . . Мы — зародышевое семя будущих величий роста», — писал он, и видел свою историю «как маленькое проросшее семя будущей возможности; и небольшой подъем душевных врат в будущий дневной свет». И интуитивная, и кооперативно-братская природа этой новой подрасы сделала ее особенно привлекательной для воображения теософов Вариана и Халсиона.
Его стихотворение «Калифорния» также выражает его глубокое чувство рождения этой новой расы, в частности:
Я любил Ирландию и ее алтари друидов, ее горы с вершинами вереска,
Я, который чувствовал, как поет ее измученная битвами душа, когда она снова проснулась, чтобы гнать своего врага,
Теперь, дорогая земля, где расцвела моя мужественность, я чувствую, как шевелится твой дух.
Из твоих желтых, коричневых, серых, горных каньонов красного и золотого
Загорелая, лунная, чудесная южная земля
В твою роскошную пустыню на севере я чувствую, как бескрайность твоего духа шевелится
. . . .
Поднимаясь снова к солнцу, ты, великая земля.
Вновь поднимаясь вверх из вод,
Готовясь к новому дню, новому веку, новой расе,
Для старой Матери, дорогая земля создала тебя из себя, Калифорния.
Чистая грудь, обнаженная для солнца, ожидающая, ожидающая сквозь века перемен
Для ног нового человечества, Рождение новой расы. . .
После того, как они переехали в Халсион в 1914 году, дом Вариана сразу же стал центром для художников и музыкантов,
а также постоянным местом для общения, дебатов и всевозможных дискуссий.
Вариан присоединился к кабинету доктора Дауэра в санатории, а Агнес заняла маленькое почтовое отделение и магазин.
Как заметил один ученый, «Джон быстро придал Халсиону ирландский колорит»,
особенно благодаря своему другу и соотечественнику Эрнесту Харрисону,
также из дублинской ложи, который поселился там в 1906 году.
В Halcyon Вариан пробудил интерес к экспериментам с музыкальными резонансами и диссонансами, особенно в качестве приемного отца молодого Генри Коуэлла, который часто приезжал, а затем недолго жил в Halcyon. Некоторые идеи и изобретения Вариана, такие как «барабанное пианино» и «гонг-пианино», а также большая арфа, которую он запатентовал в 1912 году, несомненно, повлияли на идеи Коуэлла, который фактически создал новые звуки, такие как резонансные тональные кластеры, или «музыка локтя» в Halcyon, которая подчеркивала атональные резонансы.
Инструментал в группе, позже известной как «ультрамодернисты», его исполнительская и издательская деятельность вывела новое поколение музыкантов на передний план музыкальной культуры. Композиции часто были вдохновлены сагами Вариана, такими как «Приливы Манаунауна (МАНАНОН)», самая известная пьеса Коуэлла, исполненная в мистерии в Халсионе в 1917 году. перекатывающиеся волны, поднимающиеся из морских глубин, повторяют настоящие волны Тихого океана возле Халсиона.
Это было «освобождение самих звуков», как заметил один репортер, и вера в то, что звуки оживляли и развивали жизнь, вместе с вдохновением из ирландских мифов побудили Вариана изобрести и построить арфу с уникальной на тот момент двойной декой.
Он написал другу и фотографу Мод Уилсон о модели своей арфы: «Котел Дагды, который я нахожу, на самом деле является центральным солнцем вселенной, и его арфа Жизни имеет свою клавиатуру в самых дальних звездах на хребте. Неба и табуретка с педалью на дне пучины бездонной бездны Смерти, и ее струны натянуты сквозь время, пространство и вечность, а ее дека — это душа Космоса. Это был действительно такой размер, прежде чем я узнал об этом, а не просто маленькая арфа». Следовательно, арфа, которую он в конце концов изготовил, была настолько большой, насколько он мог ее сделать!
Приверженность Вариана ирландскому национализму натолкнулась на руководство Храма, когда оно решительно поддержало создание Лиги Наций после Первой мировой войны. Он был откровенно против Лиги, когда начали обсуждаться вопросы самоопределения Ирландии на международном уровне. Как вспоминал один халсионец, Вариан был «воинствующим ирландским повстанцем». Он даже добавил боевой клич Ирландской республиканской армии к традиционному объединяющему кличу, который звучит на собраниях ложи Храма. Поскольку он был склонен к агитации, руководство сказало ему, что он «смешивает линии Ирландии и Ложи». В это время Вариан чувствовал себя виноватым за то, что покинул Ирландию, но ему напомнили о его обязанностях священника Храма.
К середине 1920-х годов Halcyon и его ирландское сообщество привлекли других жителей Изумрудного острова, и многие из них, такие как Элла Янг, редактор Гэвин Артур и фотограф Ансель Адамс, стали сотрудничать с недолговечным литературным журналом Dune Forum. Янг была специалистом по феям и духам природы, которая покинула Ирландию из-за страха перед арестом за поддержку ирландского республиканского дела.
Она переехала в Халсион в 1928 году и жила в коттедже за домом Вариана, где в 1929 году закончила свою детскую книгу ирландских легенд «Лошадь со спутанной шерстью», за которую в следующем году получила медаль Ньюбери. Она говорила о Природе так же, как и Вэриан, говоря об элементалах, которых считали «маленькими душами, оживляющими природу», проявляющимися в мистических волшебных огнях и звуках. «Однажды я услышал шторм в Ирландии.
Это была очень сильная буря, которая прокатилась по склону холма. Сначала запел громадный хор, а потом пение полилось длинными трепещущими волнами. Они разбивались друг о друга, с ужасным грохотом, а затем внезапно хор замолчал, а затем началось громкое пение. . . . Земля и вся природа полны музыки и света. . . . Она вечно творит и переделывает, и она всегда будет открывать свою душу и дух своим детям».
Вариан умер в возрасте 68 лет в начале января 1931 года от пневмонии — он несколько лет страдал от приступов астмы и бронхита.
Стихотворение Вариана «Втягивание» резюмирует его теософскую поэтику:
Я един с океаном жизни.
Я волна на коленях этой глубины.
Я песчинка в этом приливе.
Я наедине с песками этого моря.
У солнца есть свой дом в моей плоти и моих костях.
Луна жива в моей природе и судьбе.
Звезды, они поют через мой дух и душу,
Я един с воспеванием жизни
. . . . .
Я аккорд Его арфы в пустоте,
Тон Его песни, искра Его света.
Позже Форум Дюны отметил его работу и жизнь: «Смерть Джона Вариана три года назад стала ударом, от которого Храм Халсиона едва оправился. . . . Хотя Генри Коуэлл во многом вдохновлялся сагами Вариана. . . очень мало работ вдохновителя было опубликовано при его жизни. Возможно, теперь, когда он мертв, Калифорния осознает тот факт, что он был одним из величайших ее поэтов».
Фотограф, натуралист и друг Ансель Адамс, знавший Вариана по клубу Sierra Club, опубликовал стихотворение в его честь, а позже включил некоторые из его стихов в свое четвертое портфолио «Какое величественное слово», посвященное сыну Вариана Расселу. Он написал Агнес в выражениях, которые Вариан ясно понял бы: «Сердце знает свою печаль и поет в чертогах тишины. Когда песня окончена, разум может говорить. . . . да придут к тебе мои мысли о шуме великого моря и о ветрах холмов. Мне Халсион кажется из другой сферы, - я не могу забыть те часы, проведенные с тобой, Джоном Варианом и Эллой Янг в твоем доме под ярким солнцем и мягким миром весны. . . ...Кончина Джона Вариана — это золотая пауза в великой песне мира, но и новый пэон в хоре[е] богов».
Благодаря своей приверженности ирландскому мифу и государственности, своему уникальному чувству поэтической синестезии, когда пейзаж и сама природа были «великой душой», оживляющей эволюцию, Вариан внес уникальный, хотя и не очень известный, вклад в мировую теософскую литературу. , исходящий из Ирландии через Центральное побережье Калифорнии.
Благодарю вас!
Дюнный форум (15 февраля 1934 г.) 2, 63.
«Джону Вариану», Troubadour 3 (июль 1931 г.) 8, 11.
Ансель Адамс Ма Вэриан, без даты, 1931 г. Документы Рассела и Сигурда Вэриан (SC0345).
Департамент специальных коллекций и университетских архивов, библиотеки Стэнфордского университета,
Стэнфорд, Калифорния. Об отношении Адама к варианам см. Anne Hammond, Ansel
Adams, Divine Performance (New Haven: Yale, 2002), 14–17.
Адамс написал стихотворение после своей смерти, опубликованное в Troubadour, July 1931, 11,
Джону Вариану
Богатое смирение земли окутывает ваш дом
С той неподвижной красотой, известной древним людям
Кто пел среди холмов, когда Время было молодо —
Когда боги бродили по рощам, любили и ссорились,
И были живой частью жизни. Они не ушли —
Я слышал, как они пели за дюнами,
Огромные голоса волнующие от дальних берегов.
И я всегда буду думать о тебе как о
Чья жизнь звучит океанской песней богов,
Эхо глубоко в сердце человека.
Ansel
Adams