| | Николай Рерих и зачарованный Американский Запад | |
Николай Рерих и зачарованный Американский Запад
Ещё одна немаловажная взаимосвязь была установлена посредством растущего влияния идей и духовного учения Николая и Елены Рерих – Учения Живой Этики, или Агни-Йоги.
К 1923 году, основанный на идеях теософии, Храм Человечества, перебравшийся в 1903 году на центральное побережье Калифорнии, после того, как был основан в Сиракузах (штат Нью-Йорк) в 1989 году доктором Уильямом Дауэром и духовидицей Франчией ЛаДью, определил «изучение и практику искусства по основным направлениям» одной из своих основных целей. Эти люди стремились показать, «что искусство служит практическому применению человеческих познаний ко благу и процветанию».
С ростом влияния Учения Агни-Йоги в эзотерических кругах в конце 1920-х годов, искусство Николая Рериха и их записи с Еленой Рерих всё больше и больше рассматривались «сонаправленными» с духовным учением Храма Человечества. После публикации «Листы Сада Мории» в середине двадцатых годов, названных одним читателем «мистическим стихом для покорителей вершин духа», и особенно Агни Йоги в 1929 году, сравнения между огненными творческими испытаниями Рерих и опытами Храма в лечении электричеством в санатории Халсиона, казались еще более схожими.
«Елена Рерих порой цитировала Учение Храма и одобрительно высказывалась о Франчиа ЛаДью, Голубой Звезде, признавая, что она была избрана Братством Махатм в качестве духовного посредника, и побуждала своих учеников к признанию Учения Храма, утверждая, что через Франчиа ЛаДью и Уильяма Дауэра Учителем Иларионом было дано замечательное Учение, которое «ни в чём не расходится с книгами Живой Этики».
В июле 1924 года, через Фрэнсис Грант, исполнительного директора Корона Мунди, Храм Человечества получил дар от Музея Рериха.
Это была небольшая картина Рериха «Храм близ Новгорода». Президент музея, Луис Хорш, писал:
«Эта картина с изображением символа народного поклонения послужит украшением стен того Храма Новой Эпохи, которому вы и ваши соратники приносите так много самоотверженных усилий для его воздвижения». В тот момент члены Храма завершали постройку Мемориального Храма науки, философии и религии в честь Голубой Звезды в Халсионе, и картина Рериха действительно «украсила его стены и была предметом большого интереса».
В последнем выпуске 1924 года регулярное периодическое издание этого сообщества «Темпл Артизан» опубликовало статью Ф.Грант «Основы искусства».
Следуя Рериху, она выступала за понимание искусства как универсального воплощения Духа, чья Красота отражает гармонию динамики сил природы, сложенную самой вселенной. Великое искусство говорит с духом, и великий художник, в гармонии с сердцебиением человечества и подчиняясь внутреннему голосу и видению, выступает вестником просвещения и глашатаем религии будущего, порождаемой истинной красотой.
Сам Рерих отправил послание к тринадцатому съезду Храма 1929-го года и сказал его членам, что читал их «возвышенное Учение» в момент столь «крутых шагов эволюции».
Он знает как часто «борьба за мир, созидательные идеалы» бывает сопряжена с трудностями. Незадолго до этого Рерихи завершили пятилетнюю исследовательскую экспедицию в Центральную Азию в 1924-1929 годах, которая была осложнена такими политическими проблемами, которые иногда казались непреодолимыми, включая проблемы с паспортами, домашним арестом и конфискацией материалов по исследованиям о Шамбале.
Но как сказал Рерих: «в этих благотворных трудностях создается одна из высоких энергий, которая соединяет нас с Высшим. Я сожалею, что не могу присутствовать лично на вашей ежегодной Конвенции. Но примите мои поздравления «с пылкими и искренними пожеланиями единства и развития вашей организации».
В 1930-х годах «Темпл Артизан», часто публиковал заметки и обзоры о новых изданиях Агни-Йоги, включая воодушевляющий очерк о книге Рериха «Твердыня Пламенная», заявив, что на её страницах содержится «Призыв к Великому Единению» и «настоящий кодекс этики для всего мира культуры». Несколько отрывков, взятых из сочинений Рериха были также опубликованы в «Артизан». Дауэр и Рерих также продолжали личное общение. В одном из писем Дауэр пишет: «я согласен с Вами со всем, что Вы говорите о свирепых попытках тьмы помешать всему, что является истиной и уничтожить все, что исходит от духовных высот сознания души» и подтверждает - «Храм всегда был един с Вами и тем, что Вы отстаиваете в своём сердце и духе».
В этот период Музей Рериха в Нью-Йорке поддерживал тесные связи с Храмом в Халсионе. Так, в 1930 году из 200 изданий, предлагаемых книжным магазином Храма, 17 были выпущены в свет Музеем Рериха. «Артизан» сообщал своим читателям о вкладе Рериха в качестве его картины «Посланник», посвященной Е.П.Блаватской, штабу теософоского общества в Адьяре, Индия, которая стала центром музея Блаватской. «Артизан» сообщал, что картина «выполнена в фиолетовых тонах... представляет женщину внутри буддистского храма, которая открывает ранним утром дверь, стучащемуся Посланнику. Через полуоткрытую дверь виден Посланник, стоящий в вибрирующем свете восходящего солнца».
В феврале 1931 года, Джейн Дауэр писала Зинаиде Лихтман, с которой у нее была регулярная, зачастую личная переписка с конца 20х до начала 30х годов. Дауэры были рады, что организация Рериха считает, что «их совместное сотрудничество в области искусства и красоты, а также в духовном просветлении» будет расти и укрепляться в будущем, так как Храм Человечества задумал открыть университет, в основе которого будут лежать принципы искусства, основанные на идеях Рериха.
Храм Человечества также поддержал Пакт Рериха. «Темпл Артизан» опубликовал соответствующее заявление в последнем выпуске 1931-го года. Интересно отметить и внешнее сходство Мемориального Храма Голубой Звезды в его плане со знаком Знамени Мира. Рериховский знак символизирует единство прошлого настоящего и будущего в круге вечности, а также науки и религии и искусства в сфере культуры, а Мемориальный Храм Голубой Звезды символически выражает синтез науки, религии и философии, объединённых в форме треугольника Рёло (треугольник, образованный от пересечения трёх равновеликих окружностей). Таким образом, и Знамя Мира и Храм Голубой Звезды являют нам символ Триады, различным образом представленной в богословских и сакральных образах всех мировых религий.
Выдержки из доклада Пола Айви
«Николай Рерих и зачарованный Американский Запад»
|