THE PATH

  Еще до наступления наиболее благоприятных условий, в апреле 1886 г. Джадж смело открыл свой журнал, "The Path"("Путь"). Хотя средств весьма не хватало, да и авторов, могущих давать соответствующие материалы, было крайне мало, Джадж видел необходимость создания американского теософического журнала. Недостаток компетентных авторов вынудил Джаджа самого писать значительную часть его материалов под различными псевдонимами, скрывая таким образом от публики свой истинный вклад; тем не менее все решающие, программные материалы, требующие принятия ответственности, он подписывал своим именем.

   В то время как Е.П.Б. писала на теософические темы с огромной эрудицией, используя свой необъятный запас оккультных знаний, Джадж обращался к обыкновенному человеку простым языком. В нем не было ничего от позера; его простой, непосредственный и лишенный аффектации стиль иногда скрывал его настоящую мудрость от тех, кто ожидал определенной манерности или претенциозности в "оккультных" трудах. Его теософические знания проявились на страницах "The Path" в форме бесконечно разнообразных приложений Эзотерической философии к жизни. Ясное объяснение Джаджем предмета практического мистицизма, свободного от психизма, и высокий духовный уровень "The Path" быстро привлекли внимание; не было сомнений, что статьи были написаны тем, кто знал.
______________________
"Самый первый шаг в подлинном мистицизме и истинном оккультизме — попытаться понять смысл Всемирного Братства, без чего самый значительный прогресс в магической практике обращается в пепел".
Из вступительной статьи к первому номеру "The Path"

______________________

  Одним из ближайших помощников в работе над "The Path" была Джулия Кэмпбелл. Среди её псевдонимов был Jasper Niemand — это имя она использовала как редактор тома писем к ней, опубликованных под названием "Письма, которые помогли мне" и подписанный".L.
Они впервые были опубликованы в "The Path" при жизни Е.П.Б. и рассматривались многими как принадлежащие её перу, — настолько высоким было их духовное качество. Лишь много позднее стало известно, что их автором был У.К.Джадж.
Новый и неожиданный свет на личность Джаджа проливает информация, ставшая доступной лишь в 1930-х годах.
После семи или восьми лет теософической работы в нем произошли определенные изменения. К концу этого периода Джадж явил заметный и быстрый рост в духовной силе и знаниях, выделился как естественный лидер среди окружающих. Его компетенция и организаторские способности были признаны всеми членами Общества. Е.П.Б. всеболее и более полагалась на него как своего "единственного друга" в самомглубоком смысле. Это его развитие было заметно и в его трудах.  

Интересны немногочисленные ранние статьи в журнале The "Theosophist" ("Теософ"); но они очень отличались от хлынувших в изобилии из-под его пера, когда он открыл "The Path"; эти вдохновенные статьи мог написать лишь высокий оккультист.

Когда Е.П.Б. в 1888 г., после того, как покинула Индию, основала свой журнал "Lucifer" ("Люцифер"), где имела больше возможностей свободно выдавать знания, чем в "Theosophist'е", ей было высказано мнение, что теперь "The Path" может спокойно прекратить свое существование. Кипя от возмущения, она тотчас же написала Джаджу:
"Если бы я хоть на мгновение подумала, что "Lucifer" "сотрет" "The Path", я бы никогда не согласилась быть его редактором. Но послушайте дальше, мой добрый старый друг. Раз уж Учителя назвали Ваш "The Path" лучшим, самым теософическим из всех теософических изданий, конечно же, ему не будет позволено быть "стертым"... Первый — борющийся, воинственный Manas; второй ["The Path"] — чистый Buddhi... "Lucifer" будет бойцом Теософии, а Path — сияющим светом, Звездой Мира (Peace)... Нет, сэр, Path слишком хорош, слишком теософически ведом, чтобы я мешала ему".

Замечательное продвижение в духовном развитии, явленное Джаджем и давшее возможность Е.П.Б. назвать его "The Path" "чистым Буддхи", не было обычным достижением.

Вот что писала сама Е.П.Б. ему в 1886 г.:

“Трудность с Вами состоит в том, что Вы не знаете о том великом изменении, что произошло в Вас несколько лет назад. Иногда астральное тело может изменяться и замещаться Адептами (или Элементариями), влияющими на высшего или же внешнего человека.

В Вашем случае с Вашим астральным телом имеет связь НИРМАНАКАЙЯ, а не "астрал"”.

Возможность озарения тренированной личности более высоким духовным сознанием, мистически с ней сочетающимся, признается Эзотерическим Учением. Вот что пишет в связи с этим относительно Джаджа биограф Е.П.Б. и историк Теософического движения Charles J. Rhyan:

"Джадж, бывший сам чела во многих предыдущих жизнях, сознательно воплотился в детстве в избранное тело, которое в качестве У.К.Джаджа требовало тренировки и самодисциплины, частично полученных и осуществленных через борьбу за средства к существованию и определенные семейные трудности. Когда пришло время для его собственной работы как Учителя, инспирация пришла из внутренних сфер, тех, из которых Нирманакайи помогают человечеству". (C.J.Rhyan. H.P.Blavatsky & the Theosophical Movement, стр.275)

И еще один отрывок из другого места книги:

"...Когда ему было 7 лет, он был смертельно болен и врачом объявлен умершим, но вернулся к жизни необъяснимым образом, и был найден сильно изменившимся, проявляя знания и свойства ума, доселе не имевшиеся. Как он сам затем объяснял, изначальное Ego, занимавшее детское тело Джаджа, покинуло его при его "смерти", и ему было указано его Учителем войти в это тело до того, как последняя искра жизни погасла бы. Вследствие этого необычнейшего метода перевоплощения — акта сакральной магии, применяемой только к душам высокого духовного развития — он вынес некоторые воспоминания и способности из своего прошлого". (Там же, стр.343)

Джадж всегда поддерживал Е.П.Б. и защищал во всех трудных ситуациях. Постараемся представить её высокое мнение о нем и абсолютную веру в его честность, способности и бескорыстную преданность "Великому Делу Совершенствования Человечества", как она называла Теософическое движение, в её собственных словах. Эта высокая оценка возрастала вплоть до последних дней её жизни. Она писала:

“Лондон, 23 октября 1889 г.
Он или она, верящий, что при каких-либо обстоятельствах, провокациях, сплетнях, клевете или чем бы то ни было, придуманном недругами, Е.П.Б. когда-либо даже подумает пойти против У.К.Дж. — не знает Е.П.Б., даже если он или она знает Е.П.Б. или думает, что знает ее.
...Е.П.Б. отдала бы... весь эзотерический выводок в США за одного У.К.Дж., который является частью её самой на протяжении нескольких эонов...
Эзотерическая Секция и её жизнь в США зависит от У.К.Дж... В день, когда У.К.Дж. уйдет в отставку, Е.П.Б.станет фактически мертва для американцев.
У.К.Дж. — Антахкарана (9) между двумя Манасами: Американской мыслью и Индийской, — или, скорее,транс-Гималайским Эзотерическом Знанием.
Е.П.Б.”

"...Займите мое место в Америке сейчас, и, после моего ухода, в Адьяре. Если у Вас не больше личных амбиций, чем у меня..., — а я знаю, что их у Вас нет, только лишь воинственность, — значит, это будет не более жертвой для Вас, чем для меня — иметь полковника Олкотта моим президентом".
"...Я не допущу, чтобы Джадж был умален или оскорблен... Джадж — один из Основателей, и всегда был предан Учителям...

И Джадж будет президентом Т.О. после нашей смерти, или Т.О. умрет вместе с нами".

"Именно Вам в основном, если не полностью, Т.О. в 1888 г. обязано своим существованием. Позвольте мне поблагодарить Вас за это от всего сердца, которое бьется только ради дела, которое Вы представляете так хорошо и которому Вы служите так преданно. Я прошу Вас также помнить, что, по этой важной причине, мой голос — лишь слабое эхо других, более священных голосов, и передатчик одобрения Тех, Чье присутствие живо вболее чем одном подлинно теософическом сердце, и живет — я знаю — особенным образом в Вашем".

Не было неожиданностью то, что в 1888 г. Е.П.Б. вызвала его в Лондон помочь в составлении Правил и других документов для организации, которая вначале называлась "Восточной Школой Теософии" (E.S.T.), — внутренней инициатической Школы Мистерий, сердца Общества, — и что она сделала его, "чела с 13-летним стажем", "из всех чела одного, кто страдал наиболее и просил наименее", пользующимся её полным доверием представителем и главой Эзотерической Секции в Америке, тем самым придав ему самую ответственную после нее самой роль в Эзотерической работе.
При принятии в её члены все кандидаты должны были давать торжественную и строгую клятву духовной верности — за единственным исключением.

"...Уильям К.Джадж — единственный человек в Эзотерической Школе, которому я достаточно доверяю, чтобы не брать с него клятвы... Он должен быть охранен, желает он того или нет. Он многое должен вынести".
Уважение и доверие членов Т.О. к Джаджу были ярко продемонстрированы в 1892 г. В январе Г.С.Олкотт заявил освоем желании оставить пост Президента общества, сославшись на ухудшающееся здоровье; он сказал при этом, что был бы счастлив посвятить остаток своих дней литературной работе на Теософию.

По правилам выборы нового Президента проводились каждой секцией отдельно, и американцы, чей съезд проходил в апреле, единогласно избрали Джаджа. Однако он дал понять, что ему стало известно, о желании Учителей по-прежнему видеть Олкотта в этой должности; вследствие этого он провел сопровождающую решение резолюцию, единодушно принятую членами, в которой Олкотту было рекомендовано пересмотреть ситуацию и остаться на посту, а европейцам — присоединиться к американцам в этой просьбе к Олкотту. 

Собравшаяся в июне Европейская секция также единогласно избрала Джаджа Президентом; в конце концов, после ряда недоразумений, ситуация завершилась тем, что Олкотт отказался от своей отставки, сославшись на то, что его здоровье весьма поправилось со времени первого заявления. Официально заявив о своей готовности остаться Президентом, он сказал:

"...Я провозглашаю Уильяма К.Джаджа, вице-президента, своим законным преемником, имеющим право, при своем отказе, на любой пост в Обществе после моей смерти".
Джаджа не привлекали титулы и личная известность. В одном из писем (к д-ру Ф.Хартману) в мае 1892 г., когда вопрос о президентстве еще не был окончательно решен, он пишет:
"Спасибо за Ваше поздравительное письмо. Но я — еще не Президент Т.О...

Для себя я никогда не желал бы этого поста — он очень беспокойный и неблагодарный; но Е.П.Б. — веры в которую я никогда не терял — просила меня принять его, если О. выйдет или умрет".  Высокого мнения о Джадже придерживалась в ту пору и Анни Безант. Вот что она писала в редакционной статье журнала "Lucifer":

Я хотела бы засвидетельствовать великолепную работу, проделанную в Америке вице-президентом нашего Общества, Генеральным секретарем Американской секции Уильямом К.Джаджем. Е.П.Б. хорошо знала, что делает, когда избрала этого сильного спокойного человека своим "вторым я" в Америке, зажигающим всех, кто трудится здесь, духом своей беспредельной преданности и непоколебимого бесстрашия. В нем — редкое соединение деловых качеств умелого организатора и мистического прозрения Эзотериста, — сочетание, как я часто думаю, мучительное для его обладателя столкновением двух потоков, ввергающим физическую жизнь в бурю, но бесценное в своей пользе.

Движению... он — жизнь и сердце Движения на той земле, где укрыты истинные источники его [Движения] энергии... нерушимая вера нашего Брата в Учителей и Их заботу о Движении — постоянная поддержка и вдохновение всем, кто работает с ним"

Версия для печати
 

© Храм Человечества

  Яндекс.Метрика 


Работает на: Amiro CMS